Помните самолет F-15? Наверняка все знают этот летак, как минимум потому что он не только красив, но еще и потому что летает аж с 1972 года. Так вот, ВВС США их снова закупают
Ни для кого сейчас не станет удивлением, что программа по производству самолета F-35 стала... дороже чем хотелось. Оно и неудивительно, ведь военные хотели совместить требования сразу трех видов военных - ВВС, армии и морпехов. Тут уж, как ни гадай, дешево не выйдет, особенно если ты хочешь использовать новейшие технологии и сделать самолет пятого поколения. Сама программа разработки, то есть стоимость испытаний, разработки самолета и всего остального, кроме серийного производства, уже обошлась в 55млрд вечнозеленых. А производство так вообще - 2600 самолетов в версии F-35A, 562 самолета в версии F-35B и 340 F-35C стоимостью в 83.5млн долларов, 108.1млн долларов и 93.4млн долларов за штуку соответственно. То есть, как вы понимаете, удовольствие это очень дорогое - суммарно только производства на 309млрд долларов.
Помимо превышенной стоимости F-35, у ВВС также были накладки и с истребителями: программа F-22 была завершена после производства всего лишь 187 серийных самолетов (и это при запланированных 750 самолетах). Этот самолет должен был стать флагманом завоевания превосходства в воздухе для армии США, но оказался, при всех своих достоинствах, чрезмерно дорогим как в производстве, так и в эксплуатации, а потому довольно малочисленным. Тем временем никуда не девшийся флот из стремительно устаревающего F-15, требовался в обильной модернизации и улучшении
И тут на сцену выходит компания Boeing, которая в 2018 году предлагает пентагону программу модернизации существующих у военных F-15C и F-15D. На самом деле, Boeing, после поглощения McDonnel Douglas, и без просьб военных модернизировал и производил эти самолеты, просто на экспорт. Деньги на модернизацию брались оттуда же. Но и предлагали они военным самые разные модификации уже давно, хотя те все отказывались. И это при том, что в армии до сих пор служат около 230 самолетов F-15 модификаций С и D - обе эти модификации закончили производить в далеком 1985 году, т.е. самому молодому из них - более 35 лет. McDonell Douglas, конечно, произвел в 1985 году F-15E, но он никоим образом не заменил уже существующие самолеты, а лишь дополнил их. Как мы видим, флот у ВВС был далеко не новый, и к 2018 году, когда банально ресурс самолетов подошел к концу, надо было что-то делать. Boeing тут же к ним пришли, и, наконец-то, Пентагон принял их программу.
Итак, что же предложил Boeing такого, что ВВС сразу согласились? F-15EX является глубокой модификацией F-15E, включающей в себя огромное количество улучшений, делающих его вполне себе способным постоять за себя и за свое отечество в 2021 году. За основу взяли F-15QA, предназначенный для ВВС Катара, и установили на него следующие улучшения: Система инфракрасного поиска и слежения (ISRT), специальные крепления для возможности нести на борту аж 22 ракеты воздух-воздух, откапиталенный планер с ресурсом в 20 000 часов налета, обильные улучшения авионики во всех местах и тд. Наложите это на прекрасный самолет, не один десяток раз доказавший свои превосходные возможности в бою, и вы получите самый настоящий самолет 21 века, с единственной разницей в худшей малозаметности. Также, среди модернизаций существующих фич, есть очень немаленькая вероятность, что этот самолет послужит носителем будущих американских гиперзвуковых ракет. Благодаря его высокой скорости, возможности нести на пилонах грузы массой до трех тонн и новейшей электронике, он послужит идеальной базой для тестирования, а в будущем и применения этих ракет.
Однако, несмотря на все достоинства нашего героя, у него, как в принципе и у всех современных самолетов, есть большой недостаток - его цена. Как ни странно, стоимость производства одного Игла заметно превышает такую же у F-35A. Связано это не только с тем, что в старый F-15 впихивают самые современные системы и возможности, но и с тем, что производство малозаметных самолетов обильно растет, и таким образом их стоимость уменьшается. Однако, с другой стороны, у F-35A стоимость часа налета заметно превышает оную у F-15EX, а зная, сколько летают современные самолеты, это является крайне важным параметром. Суммируя стоимость производства и стоимость полетов, я думаю, что через некоторое время затраты на эти самолеты все же сравняются.
В заключение скажу, что многие люди, как только появилась эта программа, думали, что F-15EX как-то замедлит производство или даже заменит F-35. Однако представители Пентагона заявили, что обе эти программы никак не должны повлиять друг на друга. То есть F-15EX станет не дешевой заменой F-35, а дешевым, но выгодным дополнением к нему. Оно и ясно, если рассмотреть проблему с точки зрения применения самолетов: F-35 задумывался как многофункциональный самолет а-ля всего по-немножку; в то время как F-15EX подразумевает в себе в первую очередь воздушный бой, завоевание господства в воздухе. И, таким образом, эти самолеты не должны особо друг другу мешать, даже несмотря на то, что и F-15 может выполнять функции поддержки с воздуха, и F-35 может постоять за себя в воздухе.
Итого, мы имеем самолет, который должен был уйти на пенсию еще к 2010-ым, а на самом деле еще несколько десятилетий будет уверенно завоевывать воздушное пространство. И это хорошая новость, ведь не хочется видеть, как хороший самолет уходит со службы, даже через 35 лет после производства.
Автор - Аким Облапенко