Найти тему
С Богом по жизни

КРЕЩЕНИЕ И СПАСЕНИЕ

Мк. 16:16 и 1 Пет. 3:21 - два стиха, которые ясно показывают прямую связь между крещением и спасением. Давайте внимательно их рассмотрим, чтобы полнее понять эту связь.

КАК КРЕЩЕНИЕ СВЯЗАНО СО СПАСЕНИЕМ В Мк. 16:16?

Иисус связывал крещение со спасением - но не как средство, производящее спасение, а как необходимое условие для получения спасения. Более точный перевод стиха 16 из Мк. 16 дан в Современном Переводе: “Кто поверит и примет крещение, тот будет спасен, а кто не поверит, будет осужден” (см. также Славянское Евангельское Общество и Восстановительный Перевод).

Подлинность Мк. 16:16

Некоторые оспаривают подлинность этого стиха, потому что он является частью более длинной концовки Евангелия от Марка (16:9-20), отсутствующей в некоторых древних рукописях. Этого стиха нет в двух самых древних полных манускриптах Нового Завета, Ватиканском (Кодекс Б) и Синайском (Кодекс Алеф), датируемых IV веком. В Ватиканском манускрипте после стиха 8 следует “ката Маркой” (“согласно Марку”), но Роберт Братчер обнаружил, что “следующий столбец оставлен пустым, из чего можно предположить, что переписчик Б знал о концовке, но ее не было в той рукописи, с которой он делал копию...”

Более длинная концовка была известна до этих рукописей IV века. Древность ее не подлежит сомнению. “«Более длинная концовка» ...была явно известна Татиану (ок. 170 г.) и встречается в преобладающем числе [манускриптов]” (Мартин).

Ее цитировал Ириней (130-200); она встречается в таких манускриптах V века, как Диатессарон, Александрийский, Ефрема Сирина и Безы, а также в древнесирийском переводе IV века, текст которого, как полагают, восходит к концу II века. По мнению некоторых, Иустин Мученик (100-167) в своей Апологии (1.45) приводил цитаты из более длинной концовки. Другие ранние ссылки на более длинную концовку или цитаты из нее встречаются в работе Ипполита (170?-235), в Евангелии Никодима, у Афраата, Амвросия (337-397), Епифания, Златоуста (345-407) и Августина (354-430).

С другой стороны, летописец церкви Евсевий (264-340) отмечал, что многие рукописи не содержат этой концовки, что подтверждают и дошедшие до нас документы. Ориген (185-254), Климент Александрийский (?-215), Тертуллиан (160-220) и другие, по словам исследователей, никак не показали, что знакомы с ней; однако то, что они не цитировали эти стихи, еще не доказывает, что они не знали об их существовании или не считали, что ими завершается Евангелие от Марка.

Среди прочих рассуждений - которых слишком много, чтобы вместить их в рамки данной статьи - можно назвать оспаривание авторства Марка. Некоторые считают, что Мк. 16:9-20 не следует включать в Евангелие, потому что этим стихам “свойственны некоторые особенности словарного состава, стиля и теологического содержания, нетипичные для остального Евангелия от Марка” (Бэйкер).

Спор вокруг подлинности этих стихов продолжается и, возможно, никогда не будет окончательно решен. Но поскольку они не противоречат учению других мест Библии, поскольку они известны и приняты чуть ли не с самых первых дней христианства и поскольку, возможно, они составляли оригинальную концовку Евангелия от Марка, то их следует изучать и уважать наравне со всем Писанием.

Как понимать Мк. 16:16

В Мк. 16:16 “уверовавший” и “крещенный” (см. Славянское Евангельское Общество) - причастия в форме аориста. Действие, выраженное в греческом языке причастием в форме аориста, всегда предшествует действию основного глагола, а это значит, что действия, выраженные словами “уверовавший” и “крещенный”, должны совершиться прежде действия основного глагола, “будет спасен”.

В Современном Переводе это подчеркивается употреблением глаголов совершенного вида и повторением местоимения во второй части: “Кто поверит и примет крещение, тот будет спасен”. В этом стихе Иисус поставил спасение после обоих действий: “поверит” и “примет крещение” (или “уверовавший” и “крещенный”, как в Славянском Евангельском Обществе). Иисус “сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евр. 5:9). Если мы хотим спастись, то должны уверовать в евангелие и креститься.

КАК КРЕЩЕНИЕ СВЯЗАНО СО СПАСЕНИЕМ В 1 Пет. 3:21?

Петр, который слышал слова Иисуса, записанные в Мк. 16:16, учил той же истине. Говоря о “ковчеге, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды” (1 Пет. 3:20), он указал: “Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа” (1 Пет. 3:21).

Некоторые, по разным причинам, утверждают, что этот стих не учит крещению как необходимому условию спасения. (1) Они говорят, что семья Ноя спаслась “от воды”, а не “посредством воды”. (2) Они говорят, что в этом стихе крещение названо “образом”. (3) Они считают, что этот стих учит, будто “плотской нечистоты омытие” означает избавление от греха.

Проблема их первого (1) утверждения состоит в том, что на самом деле этот стих говорит, что они спаслись в ковчеге “через” воду, или “посредством” воды (греч. диа), а не “от” воды. Ковчег их спас только потому, что Бог послал воду. Пошли Бог огонь, они бы не спаслись в ковчеге, а сгорели бы. В ковчеге они спаслись “посредством” воды, или, как переведено в Восстановительном Переводе, “были сбережены в целости водой”. Это можно сравнить с водой, которая спасла израильский народ от египетского войска, но уничтожила египтян (Исх. 14:13, 27-30).

Проблема второго (2) утверждения - в том, что словом “образ” переведено греческое антитипон, что значит “нечто, выполненное по образцу, по «типу»”. Спасение Ноя и его семьи в ковчеге было типом (образом) нашего спасения, которое само есть “антитип” (реальность). Крещение - это реальность, “антитип”, а его типом, образом, было спасение в ковчеге. Сегодня крещение спасает нас, потому что посредством его мы избавляемся от греха, как находившиеся в ковчеге избавились от грозившей им смерти.

Проблема третьего (3) утверждения - в том, что оно заставляет Петра противоречить самому себе, так как, согласно ему, получается, что он говорит, будто крещение теперь спасает нас, но не очищает от греха плоти. Более естественно понимать эти слова таким образом: Петр связывает крещение с нашим спасением, но старается пояснить этот факт. Он говорит, что цель крещения - не во внешнем омытии тела, а в мольбе к Богу о чистой совести, которую можно обрести в прощении грехов.