Найти тему
ARINSKY

Мои первые ультрамарафоны на велосипеде. Как проехал 400 км за 26 часов

Оглавление

#спорт

Осенью 2020 года я проехал начальные ультрамарафоны на велосипеде, рассказываю, как это было!

Бреветы, рандоннеры... О чем это? Кто все эти люди?!

Идея попробовать формат "бреветов" зародилась у меня примерно в 2019 году. Я подписался на новости Крымской рандоннерской группы “Крымские Ветры”, следил за активностью.

Бреветы — это многочасовые велосипедные ультрамарафоны на дистанции от 200 км, рандоннеры — велосипедисты-участники этих марафонов.

Название "бревет" было мной заковычено, ибо формально его можно применять при официальной регистрации поездки от какого-то велоклуба и следования другим правилам, установленным французскими организаторами этого формата, родившегося уже более ста лет назад. Но с фактической точки зрения мои поездки соответствовали практически всем требованиям, и я буду для краткости использовать этот термин.

Конечно, я и прежде слышал о подобных дистанциях, но сперва даже мыслей не было, что когда-нибудь я отважусь на их прохождение, настолько большими казались расстояния.

По мере того, как я проезжал в туристическом режиме ежедневно все больше и больше, психологический барьер о возможностях проезжать гораздо больше 200 км за сутки постепенно начал сниматься.

После моей трехдневной поездки по Калужской области летом 2020 года, когда я проезжал в среднем около 200 км каждый день (при этом вполне активно смотрел все и вся, что, конечно, требовало времени) я решил попробовать начальные бреветы.

В довершении, мой хороший знакомый из Ферзиково Калужской области Сергей Леонов (автор канала Крути Педали) проехал бреветы 200-600 км, что еще более убедило меня не откладывать в долгий ящик. Я съездил в гости к Сергею, побеседовал с ним (запись нашей беседы доступна по ссылке в конце публикации), и беседа эта чрезвычайно мотивировала меня. Еще раз спасибо, Сергей!

Подготовка. Дистанции 100-200 км

Прежде всего я решил проехать дистанцию в 100 км через Рощу и Тарусу, популярную у наших велосипедистов. Маршрут был знакомый, я выкладывался везде где возможно, время получилось порядка 4:40. Результат порадовал меня, и через некоторое время я проехал уже два таких круга (меняя направление движения). Результат прохождения – оказался 10 часов. Установленный правилами лимит составляет 13 часов, но главное – оставались силы после завершения, я не валился с ног, поел лишь поздно вечером, и все это убедило меня взяться за более длинные дистанции.

Здесь надо сказать, что именно барьер в 300 км почему-то существовал у меня в мозгу. Для тренировки – я съездил за запчастями в магазин Москвы (около 250 км), начал немного бегать.

Для дистанций 300-400 км я продумал интересный маршрут по Тульской и Калужской области, взяв за основу маршрут бревета “Июньская Заруба”, Сергей ехал именно его. А отзывы о прелестях рельефов Тульской области однозначно убедили меня ехать именно так, чтобы постараться собрать побольше и "вертикальный" набор.

Я проложил следующий маршрут в 300 км от дома до Калуги, плюс еще 100 км в направлении своей дачи:

Схема маршрута 300 + 100 км
Схема маршрута 300 + 100 км

Стартую в полнолуние!

И вот, в очередное полнолуние было решено стартовать!

Накануне я списался со своим другом, Томским велопутешественником и марафонцем Егором Ковальчуком, оказалось, что он тоже готовился к новому ультрамарафону по горам, результаты Егора вообще непостижимы для моего понимания.

“Больше пей и крути, как крутится” – был главный совет Егора.

-3

Вечером плотно поел, приготовил еды в дорогу. Спал мало, около 1.5 часов, как только проснулся, решил стартовать как можно раньше. О, да! Это было очень правильно!

Выехал в 2 часа ночи. Я знал, что основные трудности по рельефу предстоят на второй сотне, поэтому первую сотку “ехал, как едется”.

-4

После Заокского пошли более длинные спуски и подъемы, красивые рельефы. По ощущениям – даже не заметил, как проехал до Алексина, где меня застал рассвет.

-5

С каждой поездкой – организм работает все эффективней, есть хочется меньше. После первой сотни остановился перекусить, и снова в путь!

-6

Время прохождения первых 100 км с учётом остановки составило около 5 часов. Неплохо, подумал я, будет запас на сложные отрезки!

В Дубне
В Дубне

После Дубны Тульской области началась приятная малозагруженная дорога.

-8

Очередную остановку сделал, чтобы набрать воды у часовни Георгия Победоносца, заодно немного отдохнул, попил чаю с конфетами, чуть пообщался с охранником.

Прогноз обещал хорошую погоду, однако встречный ветер от южного до северного направления. И да, прогноз сбылся! Это был, пожалуй, главный прикол дня! Когда я ехал на юг – ветер дул с юга (хоть и несильный), днем (когда я ехал уже западней) он сменился на юго-западный, снова мне в лоб!

Ну ладно, что ж, зато не жарко!

Обед в лучшей беседке на маршруте!

150-ый километр встретил вторым обедом (решил подкрепиться заранее) на замечательной беседке.

Одоевскому лесничеству - зачёт! За лучшую беседку на маршруте!

Одоев-Белёв-Чекалин

-11

И вот от Одоева до Белёва началась череда красивых спусков-подъёмов, благодаря которым на дистанции получился вполне приличный для средней полосы набор высот. Тульская область, я влюбился в тебя! Если гонять тут постоянно – можно красиво подготовиться к поездкам в горах.

Но вот в болото мы точно не поедем!

-12

О чем я думал? Когда становилось трудновато, я вспоминал о двух позитивных вещах – мысленно благодарил человека, который накануне нашел мою гарнитуру (я выронил её, снимая маску) на улице и отдал ее в магазин.

История чисто детективная – вернувшись на то место, где я ее потерял, я не увидел визуально, но обнаружил ее наличие по “коннекту” с телефоном, через полчаса поисков догадался зайти в магазинчик – и ура!

И, конечно, я вспоминал разговор с Егором. Когда было тяжко в подъемах – я мысленно представлял, как Егор тоже крутит в этот момент, и мысленно посылал ему сил и поддержку!

А после одного довольно непростого подъема я решил сделать селфи под вдохновившей меня на это табличкой с названием населенного пункта. Поверьте, бодрости прибавилось существенно!

-13

….Ура! Вторая сотня пройдена!

Средняя скорость на этом отрезке, конечно, упала примерно до критической в 15 км/ч, в дороге я уже 12 часов, с учетом захода в магазин (спасибо за йогурты, сок и майонез!) и прочей тормозухи в Белёве – на часах уже третий час дня!..

После Белёва путь мой лежал на северо-запад, ветер как по команде дул уже оттуда, но делать нечего, “едем как едется!” – я расслабился, понял, что уложусь в лимит (20 часов), пусть и не достигну “красивого” результата в 18 часов.

Весь маршрут Одоев-Белёв-Чекалин оказался супер приятным по трафику! Не знаю, всегда ли так, но по крайней мере, мне с этим повезло – машины проезжали редко, от Белёва до Чекалина вообще одна в несколько минут, в моем направлении – еще реже!

Хороший асфальт, ехать одно удовольствие!

-15

Чекалин оказался на горке, крутые въезды с обеих сторон, причем в сторону Белёва – горка обозначена аж в 13%, к счастью, по ней я спускался.

После Чекалина ветер стал немного стихать, я поехал быстрей.

-16

Тут случилась единственная за день засада с моим телом – вдруг из носа начала капать кровь, все сильней, пришлось остановиться, вложить тампончик из салфетки, ну и не обращать внимание, крутить-крутить!

В очередной раз убедился, как грамотно рассчитываю силы – особо не упирался в горках и против ветра, зато теперь остались силы на третью сотню! После поворота на Калугу у Перемышля – понял, как же правильно поступил, выехав очень рано — машин здесь больше, технической полосы нет, темнеет!

Уже в полной темноте ползу до заветной 300-ки, часто съезжаю на обочину, пофиг на время, главное безопасно доехать!

Ура!!! Проехал 300 км!

-17

Сам не знаю как, время составило около 18.5 часов!!! В любом случае, я спокойно уложился в лимит 20 часов!

Решил сделать все 400. Последняя сотка в ночи...

…А маршрут был задуман мной так. 300-ый километр оказался у въезда в Калугу. До дома оставалось еще около сотни! В случае, если бы совсем не оставалось сил – я бы завис отдохнуть у друзей в Калуге. Но сил хватало!

Что делать?! Конечно, пробовать осуществить казавшееся еще год назад вообще невозможным — поехать четвёртую сотню!

Скажу сразу, что это также не соответствует формальным требованиям. По правилам участия в бреветах участник должен проезжать в текущем году все дистанции последовательно, т.е. 200, затем 300 и 400. Если не пройдена какая-то предыдущая дистанция, все последующие результаты не засчитываются.

Отлично понимая, что физически я не слишком готов, решил ехать максимально расслаблено (кроме того, что уже начинало немного валить в сон). Я потупил немного у магазина на выезде, потом поел.

Решено было вообще не заморачиваться вопросом уложусь ли я в лимит, а просто доехать до дома. Тут, конечно, я утрирую – мысленно считать оставшиеся километры, темп и так далее я люблю постоянно, вечером это вполне хорошо взбадривает, но на часы я действительно не смотрел практически до конца.

Полнолуние...
Полнолуние...

Горки Калуга-Ферзиково все проехал, крутой подъем у Ферзиково вполовину зашел пешком (сзади ехала машина), рубит в сон всё сильней, чаю осталось мало, и даже лимонник китайский уже не особо разгоняет...

К счастью, машин очень мало, в основном, бегающие днем и ночью цементовозы с завода у Алексина, с точки зрения безопасности более-менее сносно.

После Ферзиково ставлю забойный альбом Sanseverino. Пожалуй, это был первый раз, когда в поездке я включаю музыку, обычно хватает своих раздумий, пения песен или просто музыки в собственной голове.

Ура, такая знакомая горка у моста через реку Таруса, в верхнюю треть – снова шагом, сил еще хватает, но берегу коленки. Уже совсем знакомые места, осталось немного. Вот поворот на дорогу к даче!..

ФИНИШ!!! На часах – 3:58! Полное время в пути 26 часов (лимит 27)!!!

Сижу пишу это, и до сих пор не верится. Сутки этого марафона – как отдельная жизнь. Боялся, что будет с ногами наутро – все прошло нормально, на следующий день был бодр, активен, записывал видеообзор для своего канала.

-19

По прошествии уже значительного времени добавлю, что заряда бодрости от прохождения этой дистанции хватило мне на очень длительное время.

Вообще, сложилось впечатление, что подобные свершения подобны неким ступенькам, на которые организм забирается, и что интересно — продолжает длительное время после этого развитие отдельных своих систем.

Велосипед, свет и электропитание

Велосипед найнер Specialized StumpJumper, с чисто рандоннерской ;) резиной аж в 2.2’’.

Впереди – самодельная фара с Cree XM-L2, питание от паурбанка 20А/ч.

Еда, питьё

Ел постоянно – сушенные абрикосы и изюм, базовые перекусы – брал с собой приготовленный рис и перловку. Покупную еду не особо люблю, лишний вес, но не тратишь время, а главное – ешь свое, знакомое и любимое.

Промежуточные перекусы – хлеб с майонезом (тоже любимая еда в походах!) Чай в термосе 0.5 л, конфеты, шоколад.

Упомянутые сок, твороженный батончик, кисломолочные коктели (очень помогли, прям вау эффект!)

Секретный допинг: сушеные ягоды лимонника китайского. 8-)

Этим рассказом я начинаю небольшую серию публикаций о веломарафонах, беге, и, конечно, о тех, кто ЭТО делает!

А вот и обещанная ссылка на видеоинтервью с Сергеем Леоновым:

Спасибо за Ваш интерес! До встречи на канале!