В пакет франшизы часто входит обучение. Владелец бренда предлагает обучить как своего нового партнера, так и тех сотрудников, которых он будет нанимать. Курсы и тренинги могут входить в стоимость франшизы, а могут оплачиваться отдельно. Для чего нужно такое обучение? Насколько оно эффективно? Или это очередной способ выкачать деньги из нового предпринимателя?
Выгода владельца бренда
- В интересах франчайзера построить эффективно работающий учебный центр для системного и систематического обучения сотрудников. Владельцу торговой марки выгодно вырастить грамотных специалистов, так как это улучшает бизнес-показатели. Чем лучше работает франчайзи и его команда, тем в большем размере выплачивает роялти;
- С помощью обучения можно привести все к единому формату, стандартизировать процесс обслуживания клиента, качество товара или услуги;
- Постоянное улучшение квалификации франчайзи и их сотрудников развивает лояльность к бренду. Этот психологический аспект важен для стабильного развития компании;
- Возможность получения обратной связи от тех, кто проходит обучение – можно делать вывод о том, какие модули полезны, отслеживать запросы на новые программы (в рамках разных жизненных циклов бизнеса).
Выгода покупателя франшизы
- Наличие обучающего курса, который предлагает владелец бренда – показатель надежности компании, которая следит за стандартами и хочет предоставлять услуги/продавать товары без потери качества;
- После обучения управлять франшизой могут как те предприниматели, которые имеют определенный опыт в бизнесе, так и новички. Обычно в рамках обучающих программ предлагаются не только базовые знания, необходимые для запуска бизнеса, но и затрагиваются вопросы продаж, ключевые аспекты маркетинга, основы HR (составление портрета специалиста, инструментарий для поиска нужных сотрудников, обязанности, стратегия формирования команды и управления персоналом);
- Экономия ресурсов (времени и денег) на обучение персонала. Франчайзи не нужно определять, какого рода обучение прямо сейчас необходимо его сотрудникам, а затем думать о том, как из аттестовать по итогам курса.
Формат обучения может быть очным и заочным. У обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки. Очный формат позволяет лучше отслеживать обратную связь от обучающихся, мотивировать их, контролировать, на сколько хорошо усваивается материал, оперативно реагировать на вопросы. Но при этом подобное обучение должно проходить «в отрыве от производства».
Обычно партнер проходит курс перед запуском проекта. Наличие такого обучения у франчайзера (которое еще и входит в паушальный взнос) - очень важный пункт. Крупные бренды принципиально требуют очного присутствия фрначайзи на обучении, чтобы убедиться, что новый партнер точно понял, как устроена франшиза и как должны быть организованы бизнес-процессы. Иногда это становится обязательным условием при продаже франшизы. В случае, если владелец бренда не проявляет подобную принципиальность, вероятнее всего, он продает незрелую франшизу.
Онлайн формат практиковался еще до пандемии, но начиная с марта 2020 стал супер популярным. Преимущества онлайна в том, что франчайзи или сотрудник может обучаться, находясь за много километров от владельца бренда и в другом часовом поясе. Проходить курсы можно в удобном темпе и в удобное время. С другой стороны, качество обучения становится ответственностью обучающегося. Хотя сегодня уже есть весь инструментарий, чтобы отследить, насколько эффективным был курс. Онлайн модули (подготовленные и записанные заранее) меняются менее оперативно (по сравнению с «живыми» уроками), но вариант обратной связи и возможность ее использования в дистанционном обучении тоже, разумеется, существует.
Эффективный обучающий центр франчайзера может подготовить специфические навыковые тренинги или новые модули обучения под запрос франчайзи (с учетом существующих зон роста для сотрудников партнера и актуальных потребностей бизнеса).
Стажировки, повышение квалификации, получение дополнительных навыков и инструментария, вэбинары, разбор кейсов, встречи по обмену опытом под руководством франчайзера это эффективно и полезно. Обучение напрямую влияет на улучшение коммерческих показателей бизнеса, способствует повышению квалификации сотрудников на всех уровнях, помогает отслеживать возникающие сложности франчайзи и предлагать способы их решения. Обучающие программы необходимы как франчайзи, так и франчайзеру.
Покупая франшизу, поинтересуйтесь, предлагает ли владелец бренда обучение. Если такие программы есть, то это хороший показатель.