Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Знаменитые режиссеры-педагоги. «Фильмы без пленки» Льва Кулешова

Они не только снимали фильмы, которые собирали полные залы, но и учили студентов повторять их успех, вычитывали сценарии, помогали им найти деньги и добивались для учеников того, чтобы их фильмы были показаны. Рассказываем, какой метод обучения режиссуре придумал Лев Кулешов в эпоху, когда пленки еще не было, как Эйзенштейн создавал ощущение импровизаций на лекциях, а Михаил Ромм разбирал ошибки в своих кинолентах вместе со студентами.

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ ВГИКА. В ЦЕНТРЕ СЛЕВА НАПРАВО: РЕЖИССЕРЫ ЛЕВ КУЛЕШОВ И СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН И АКТРИСА АЛЕКСАНДРА ХОХЛОВА. 1939–1940 ГОДЫ. МОСКВА. МУЗЕЙ КИНО, МОСКВА
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ ВГИКА. В ЦЕНТРЕ СЛЕВА НАПРАВО: РЕЖИССЕРЫ ЛЕВ КУЛЕШОВ И СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН И АКТРИСА АЛЕКСАНДРА ХОХЛОВА. 1939–1940 ГОДЫ. МОСКВА. МУЗЕЙ КИНО, МОСКВА

Лев Кулешов стал преподавателем Государственной школы кинематографии (сегодня — ВГИК) в 1919 году, когда ему было всего 20 лет. Вокруг него быстро сложился «коллектив Кулешова» — группа молодых людей, которые хотели экспериментировать с кино. Туда входили будущие режиссеры Всеволод Пудовкин и Борис Барнет, актеры Александра Хохлова, Леонид Оболенский и другие.

Кулешов вспоминал: «И учителя, и ученики были плохо одеты, истощены, хронически голодны. Школа не отапливалась. Помню, как-то нам удалось подтопить мою комнату электрическим реостатом — и к нему приходили истощенные мыши погреться, не обращая на людей никакого внимания». В таких условиях рассчитывать на пленку для учебных фильмов было бесполезно. Тогда Лев Кулешов придумал предварительные репетиции — таким методом в обучении пользуются до сих пор. Ученики ставили свои «фильмы без пленки» на сцене, как спектакли. Они должны были продумать все: от композиции и костюмов до крупности планов. Каждый год Кулешов поручал нескольким студентам поставить один и тот же сюжет — так он показывал, насколько по-разному может трактоваться материал.

Интересно отметить, что ученики Кулешова совсем не оказались единообразными по своим художественным приемам, по своим художественным вкусам. Они прошли прекрасную производственную школу, но остались свободными в своих творческих стремлениях.

Всеволод Пудовкин, статья «Мастерская Кулешова»

Кулешов считал, что в кино новой эпохи люди должны не играть, а быть естественными. Поэтому режиссер искал натурщиков для своих фильмов на улицах. Эту идею перенял Всеволод Пудовкин, который впоследствии часто снимал непрофессиональных артистов: в его фильмах «Дезертир» и «Простой случай» мальчики-пионеры в эпизодах были случайными прохожими. Пудовкин продолжил и эксперименты учителя в монтаже: в фильмах «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана» он применил новаторскую для того времени ускоренную съемку.

Созданная Львом Кулешовым обучающая программа не устарела, а учебниками «Практика кинорежиссуры» и «Основы кинорежиссуры» студенты пользуются и сегодня.

Автор: Елизавета Ламова