Найти в Дзене
Время Романовых

Донжуанский список Пушкина.

Александр Сергеевич был, конечно, тем ещё дамским угодником. Популярность его произведений было прямо пропорционально тому, как росла к нему симпатия среди представительниц прекрасного пола. И Пушкин этим прекрасно пользовался. Более того, даже записывал всех тех, на кого так или иначе повлияли его шарм и обаяние. Я обещала, что как-нибудь мы вернёмся к теме любовных похождений Александра Пушкина и узнаем, что же за «Донжуанский список» он вёл. Кажется, сейчас пришло именно это время. Темпераментность и влюбчивость поэта делали «свое дело» - на его счету более сотни связей с первым красавицами Петербурга и провинции, в том числе – замужними дамами. Он открыто кичился своими романами, не стесняясь оглашать имена и фамилии. Более того, в один из визитов к Ушаковым в альбоме Елизаветы Николаевны он оставил запись, которая представляла собой два параллельных списка с женскими именами. Сам он назвал его «донжуанским» списком. Почему было выбрано такое название, объяснять, думаю, не нужно.

Александр Сергеевич был, конечно, тем ещё дамским угодником. Популярность его произведений было прямо пропорционально тому, как росла к нему симпатия среди представительниц прекрасного пола. И Пушкин этим прекрасно пользовался. Более того, даже записывал всех тех, на кого так или иначе повлияли его шарм и обаяние. Я обещала, что как-нибудь мы вернёмся к теме любовных похождений Александра Пушкина и узнаем, что же за «Донжуанский список» он вёл. Кажется, сейчас пришло именно это время.

Пушкин в образе монаха, искушаемого бесом, подпись: «Не искушай (сай) меня без нужды». Автопортрет, помещённый сразу после донжуанского списка
Пушкин в образе монаха, искушаемого бесом, подпись: «Не искушай (сай) меня без нужды». Автопортрет, помещённый сразу после донжуанского списка

Темпераментность и влюбчивость поэта делали «свое дело» - на его счету более сотни связей с первым красавицами Петербурга и провинции, в том числе – замужними дамами. Он открыто кичился своими романами, не стесняясь оглашать имена и фамилии. Более того, в один из визитов к Ушаковым в альбоме Елизаветы Николаевны он оставил запись, которая представляла собой два параллельных списка с женскими именами. Сам он назвал его «донжуанским» списком. Почему было выбрано такое название, объяснять, думаю, не нужно. Другой вопрос - отчего Пушкин решил оставить эти списки именно у Елизаветы Ушаковой?

В первом из этих списков в хронологической последовательности были перечислены имена женщин, которые были важным «этапом» в его жизни и творчестве. Перечислять всех дам из этого списка я сейчас не буду, лучше остановлюсь на самых значимых из них отдельно в другой раз.

Несомненно, чертой, которую подвел Пушкин под своим донжуанским списком, была его жена – Наталья Гончарова. Конечно же, она не была его последней женщиной – романы продолжались и после свадьбы, однако именно ее руки он добивался 2 года. Пушкиным всегда руководил азарт, поэтому чем недостижимее была цель, тем более она была для него желанной. Поэтому с уверенностью можно заявить, что привязанность к Гончаровой у него была наиболее сильной и глубокой. Жена, к слову, стояла в списке Пушкина под номером 113.

-2

Во втором списке содержится 21 имя, над которыми до сих пор гадают искусствоведы. Вообще сложно дать однозначный ответ – почему Пушкин разделил любовниц на два «лагеря»? Одни были «любимыми», а вторые – мимолетными? Или дело в чём-то другом? Да и сложности придаёт то, что до сих пор некоторые имена оставляют вопросы, кого именно Пушкин имел в виду под той или иной персоной. Причём такое отношение было выборочным: некоторых своих дам он называл весьма открыто, даже мог указать их титул (например, «Кн. Авдотья» - речь шла о первой петербургской влюбленности Пушкина Евдокии Голицыной), другим же не просто давал имена, а оставлял непонятные инициалы (именно отсюда пошла загадочная пушкинская «NN», личность которой так до сих пор не раскрыта, есть даже предположение, что писатель ее просто выдумал).

-3

Влюбляясь в очередную свою жертву, а по-другому женщин Пушкина назвать сложно, поэт сначала пылал чистой любовью. В этом нельзя его винить, каждое своё чувство он проживал со всей душевной полнотой. Александр Сергеевич видел возлюбленную своей свой музой. Писал и посвящал стихи. Но, как только муза падала ему в объятья, ангел превращался в земную женщину, страсть Пушкина угасала, а на ее место приходило пренебрежение. Конечно, не все произведения, написанные в качестве любовного признания, доходили до широкого круга читателей. Ровно как и не обо всех пушкинских романах было известно публике. Поэтому этот список, несмотря на всю репутацию Александра Сергеевича, сумел вызвать удивление.

Пушкин без сожаления рвал связи и легко расставался с бывшими возлюбленными. Перечислять женщин Александра Сергеича можно долго, рассказывать о каждой из них - еще дольше. Практически каждая пережила с поэтом и взлет, и влюбленность, и крах надежд, и унижение.