Найти тему
Арт КомодЪ

По Европе. Греция. Пилигримы. Секрет Эгины (ч. 1) Инокини, иные…

Монастырь Панагии Хрисолеонтиссы. Секрет Эгины. 

Пять км пути: под горку, потом в горку, петля, ещё одна петля, если ехать сюда от большого процветающего монастыря св. Нектария. 

Святитель Нектарий Эгинский. Мозаика на придорожном камне
Святитель Нектарий Эгинский. Мозаика на придорожном камне

Самая высокая точка острова Эгина. Когда-то древняя (15-16 век!) чудотворная икона Богородицы (по преданию, образ созданный ещё апостолом Лукой) хранилась в храме в прибрежной рыбацкой деревне Леонтий, что рядом с современной Сувалой (именно здесь мы и живём). 

Но набеги сарацин и иных пиратствующих вынудили монахов перенести святой образ вглубь острова, в горы. Новое место святыни скрыто от нескромных взглядов со стороны моря, подальше от воинствующих иноземцев. 

Монастырь Панагии (одно из имён Богородицы на греческом - Всесвятая) был основан в 1600-1614 году. Это время оттоманского владычества на исконной греческой земле. Монастырь был построен на фундаменте ещё более раннего монастыря 1403 года. 

Древнейшая обитель пережила свои испытания и моменты истины. Греция ведь не всегда была свободной и независимой. Были и революции и войны. Но было и возрождение. Было время, когда монастырь этот был патриаршим, владел почти всеми землями на Острове. Процветал. 

Было и  время полузабвения. 

Сейчас небольшой белокаменный монастырь с голубой крышей окружён белой же высокой каменной стеной. 

Ворота. Калитка. 

Под’езжаем. На парковке рядом никого. Калитка во внешней ограде закрыта. Дощечка с надписью на греческом. В конце знакомое слово - паракало. 

Почему-то догадываемся: ‘закройте за собой дверь, пожалуйста.’

Толкаем, открыто! Закрываем за собой железную глухую калитку. 

Просторный, не слишком большой прибранный двор. Выжженная солнцем земля, камни. В углу двора, слева - высокая каменная часовня. Справа от входа аккуратные хозяйственные постройки. На всех дверях построек - блестящие на солнце металлические кресты. 

Здесь же во дворе, за проволокой, домашнее хозяйство: шумливые гуси и почему-то в отдельной камере - павлины. Загалдели, встревожились... Охрана?

Монастырская охрана
Монастырская охрана

Идем к храму в центре. Ни души. 

Монастырь Панагии Хрисолеонтиссы, о. Эгина
Монастырь Панагии Хрисолеонтиссы, о. Эгина

Дверь закрыта.  На двери, на железной дощечке начертано что-то, в конце четко: 14.00 - 16.00. 

Догадываемся, с 14 до 16 закрыто, не беспокоить.

Смотрим на часы: 15.50. Отлично. 

Оглядываемся. Во дворе кроме построек несколько старых олив и кедров. Железный трапезный стол в тени. Скамейки. 

Храм перед нами оказался и не храм вовсе. Это и есть собственно монастырь. Монастырь женский, девять отважных женщин в горах...

15.59. Встаём метров за 6 до входной двери. Не смеем ней прикоснуться. Ждём почтительно... 

Ровно в 16.00 раздаётся короткий железный всхлип. Мы встрепенулись.  

Открывается ставня на втором этаже: молоденькое женское лицо в очках, вся в чёрном. Бодрый голос: ‘Hello! I am here to say you that I have opened a door! Pull it.’

Девушка исчезает. Ставня плотно закрывается. Тишина. 

Крестимся. Толкаем дверь. Открыто. Огромный железный крюк опускается на место. 

Догадываемся: здесь какой-то древний механизм. Дергая за крючок, можно отпереть дверь путнику, находясь на втором этаже. И обзор хороший: сверху видно, кто пришёл. 

Входим.  Очень острожно, благоговейно. Сам монастырь уже икона...

Сверху четкий голос невидимой послушницы: ‘wait a minute!’

Замираем. 

Крошечный дворик. Патио. Все в горшках с яркими цветами. Уютно. 

Слева, трапезная для паломников. Справа столик для них же. На стенах реплики чудотворной иконы Хрисолеонтиссы... 

Видим тень монахини в чёрном, которая отпирает и оставляет открытой дверь в центральное помещение, ровно напротив входа в монастырь. Никто не зазывает. Просто открыта дверь в храм. 

Догадываемся: наша минута ожидания прошла. Нас приглашают войти. 

Входим. Взрослая монахиня. Чёрный платок покрывает лоб почти до глаз. А глаза!.. Глаза Марии Египетской: огромные, чёрные. Глубокие темные тени вокруг глаз заставляют замереть. Хочется упасть к ее ногам... Кожа на лице сухая и выжженная высоким солнцем. Губы спокойно, но плотно сомкнуты. 

Я:

- Россия. Русия. Russia...

Монахиня безмолвно улыбается только ресницами и берет Книгу, садится. 

Мы проходим во внутрь. 

Какой храм! Деревянные иконы. Знакомые лики. Необыкновенное деревянное убранство: нет золота, только роспись. И патина времени. И печать святости...

Показываю на телефон: можно снять? 

Монахиня медленно отрицательно качает головой. Как-то понимающе. Но нет. Нельзя...

Понятно. 

Через минуту она подходит к нам, указывает на телефон и говорит как-то мягко, как бы извиняясь:

- Exzo. Exzo! , - и в сторону двери. Рука не изгоняет. А как бы мягко приглашает...

Ага. Снаружи храма снимать можно... Спасибо. Обязательно снимем. 

Даём ей мягко понять: Все хорошо. Правила уважаем. Нельзя - значит нельзя. 

Восхищенно, по-туристически крутим головами, цокаем...

А вот и древняя чудотворная Панагия... Темные от времени лики Богородицы и Младенца. Великолепный серебряный оклад скрывает святую икону...

Икону, у которой неоднократно молился святитель Нектарий!.. Чудотворная Хрисолеонтисса...

Замираем. Сердце прыгает сбивчиво в груди... Это мы?.. Здесь?!

Панагия Хрисолеонтисса. Икона
Панагия Хрисолеонтисса. Икона

В храме справа от входа неприметно горит лампадка…

Монастырь Панагии Хрисолеонтиссы. Праздничный базилик
Монастырь Панагии Хрисолеонтиссы. Праздничный базилик

©️ 2018 Мила Тонбо

Продолжение, часть 2