Монастырь Панагии Хрисолеонтиссы. Секрет Эгины.
Пять км пути: под горку, потом в горку, петля, ещё одна петля, если ехать сюда от большого процветающего монастыря св. Нектария.
Самая высокая точка острова Эгина. Когда-то древняя (15-16 век!) чудотворная икона Богородицы (по преданию, образ созданный ещё апостолом Лукой) хранилась в храме в прибрежной рыбацкой деревне Леонтий, что рядом с современной Сувалой (именно здесь мы и живём).
Но набеги сарацин и иных пиратствующих вынудили монахов перенести святой образ вглубь острова, в горы. Новое место святыни скрыто от нескромных взглядов со стороны моря, подальше от воинствующих иноземцев.
Монастырь Панагии (одно из имён Богородицы на греческом - Всесвятая) был основан в 1600-1614 году. Это время оттоманского владычества на исконной греческой земле. Монастырь был построен на фундаменте ещё более раннего монастыря 1403 года.
Древнейшая обитель пережила свои испытания и моменты истины. Греция ведь не всегда была свободной и независимой. Были и революции и войны. Но было и возрождение. Было время, когда монастырь этот был патриаршим, владел почти всеми землями на Острове. Процветал.
Было и время полузабвения.
Сейчас небольшой белокаменный монастырь с голубой крышей окружён белой же высокой каменной стеной.
Ворота. Калитка.
Под’езжаем. На парковке рядом никого. Калитка во внешней ограде закрыта. Дощечка с надписью на греческом. В конце знакомое слово - паракало.
Почему-то догадываемся: ‘закройте за собой дверь, пожалуйста.’
Толкаем, открыто! Закрываем за собой железную глухую калитку.
Просторный, не слишком большой прибранный двор. Выжженная солнцем земля, камни. В углу двора, слева - высокая каменная часовня. Справа от входа аккуратные хозяйственные постройки. На всех дверях построек - блестящие на солнце металлические кресты.
Здесь же во дворе, за проволокой, домашнее хозяйство: шумливые гуси и почему-то в отдельной камере - павлины. Загалдели, встревожились... Охрана?
Идем к храму в центре. Ни души.
Дверь закрыта. На двери, на железной дощечке начертано что-то, в конце четко: 14.00 - 16.00.
Догадываемся, с 14 до 16 закрыто, не беспокоить.
Смотрим на часы: 15.50. Отлично.
Оглядываемся. Во дворе кроме построек несколько старых олив и кедров. Железный трапезный стол в тени. Скамейки.
Храм перед нами оказался и не храм вовсе. Это и есть собственно монастырь. Монастырь женский, девять отважных женщин в горах...
15.59. Встаём метров за 6 до входной двери. Не смеем ней прикоснуться. Ждём почтительно...
Ровно в 16.00 раздаётся короткий железный всхлип. Мы встрепенулись.
Открывается ставня на втором этаже: молоденькое женское лицо в очках, вся в чёрном. Бодрый голос: ‘Hello! I am here to say you that I have opened a door! Pull it.’
Девушка исчезает. Ставня плотно закрывается. Тишина.
Крестимся. Толкаем дверь. Открыто. Огромный железный крюк опускается на место.
Догадываемся: здесь какой-то древний механизм. Дергая за крючок, можно отпереть дверь путнику, находясь на втором этаже. И обзор хороший: сверху видно, кто пришёл.
Входим. Очень острожно, благоговейно. Сам монастырь уже икона...
Сверху четкий голос невидимой послушницы: ‘wait a minute!’
Замираем.
Крошечный дворик. Патио. Все в горшках с яркими цветами. Уютно.
Слева, трапезная для паломников. Справа столик для них же. На стенах реплики чудотворной иконы Хрисолеонтиссы...
Видим тень монахини в чёрном, которая отпирает и оставляет открытой дверь в центральное помещение, ровно напротив входа в монастырь. Никто не зазывает. Просто открыта дверь в храм.
Догадываемся: наша минута ожидания прошла. Нас приглашают войти.
Входим. Взрослая монахиня. Чёрный платок покрывает лоб почти до глаз. А глаза!.. Глаза Марии Египетской: огромные, чёрные. Глубокие темные тени вокруг глаз заставляют замереть. Хочется упасть к ее ногам... Кожа на лице сухая и выжженная высоким солнцем. Губы спокойно, но плотно сомкнуты.
Я:
- Россия. Русия. Russia...
Монахиня безмолвно улыбается только ресницами и берет Книгу, садится.
Мы проходим во внутрь.
Какой храм! Деревянные иконы. Знакомые лики. Необыкновенное деревянное убранство: нет золота, только роспись. И патина времени. И печать святости...
Показываю на телефон: можно снять?
Монахиня медленно отрицательно качает головой. Как-то понимающе. Но нет. Нельзя...
Понятно.
Через минуту она подходит к нам, указывает на телефон и говорит как-то мягко, как бы извиняясь:
- Exzo. Exzo! , - и в сторону двери. Рука не изгоняет. А как бы мягко приглашает...
Ага. Снаружи храма снимать можно... Спасибо. Обязательно снимем.
Даём ей мягко понять: Все хорошо. Правила уважаем. Нельзя - значит нельзя.
Восхищенно, по-туристически крутим головами, цокаем...
А вот и древняя чудотворная Панагия... Темные от времени лики Богородицы и Младенца. Великолепный серебряный оклад скрывает святую икону...
Икону, у которой неоднократно молился святитель Нектарий!.. Чудотворная Хрисолеонтисса...
Замираем. Сердце прыгает сбивчиво в груди... Это мы?.. Здесь?!
В храме справа от входа неприметно горит лампадка…
©️ 2018 Мила Тонбо