Найти тему
Путешествия души

Юрьев-Польской. Георгиевский собор

Юрьев ПольскOй – один из старейших городов Владимирской области. Он был основан Юрием Долгоруким, который заложил здесь крепость как форпост Владимирско-Суздальского княжества. Город стоит на притоке Клязьмы – реке Колокше.

Вторую часть своего имени город получил вовсе не от поляков, а от полей, т.к. город расположен на владимирском ополье. Раньше такое уточнение было нужно, потому что существовало несколько городов с названием «Юрьев». Но, несмотря на то, что двойное название закрепилось в БСЭ, и даже несмотря на то, что в официальных документах город именуется Польским, исторически правильней всё-таки Польской.

В городе почти все достопримечательности сконцентрированы внутри небольшого кремля. Можно посмотреть несколько церквей, Михайло-Архангельский монастырь (XIII век) с собором, пройтись по оставшимся валам Юрьев-Польского кремля XII века и рядышком увидеть чудо чудесное – Георгиевский собор (в честь основателя города Юрия, Георгия).

С моей точки зрения, только ради этого собора можно приехать в город.

Сейчас собор стоит почти разрушенный. Он был построен в 1234 г. из белого камня и весь украшен резьбой - настолько весь, что места "живого" на нём не было. Тогда его называли "каменной книгой", потому что резные картины складывались в осмысленные сюжеты.

На первом его уровне, который назывался "земля", были изображены все растения и животные, которые можно было найти вблизи поселения, второй уровень назывался "нижнее небо" - здесь были вырезаны библейские истории. А третий уровень - "верхнее небо" - занимали изображения святых и покровителей города, Бога, Богородицы и райских картин.

Через почти 220 лет (в середине 1460-х гг.) собор неожиданно обрушился. Причины до сих пор не выяснены: кто говорит, что архитектор не рассчитал нагрузку на своды, кто говорит, что землетрясение виновато. Почти сразу (в 1471 г.) восстанавливать храм отрядили московского строителя В. Д. Ермолина.

Столичный зодчий не стал разбираться и восстанавливал храм по принципу "я его слепила из того, что было". Храм потерял свои былые пропорции, большую часть резных камней архитектор также не нашёл, не говоря уже о том, чтобы воссоздать все смысловые картины.

Теперь храм более приземист и не так изящен, негармоничен. Но сколько в нём силы и мощи! Его барельефы, выходят из камня больше, чем на фалангу пальца. И сильнее всего поражает, что к ним можно прикоснуться, задумчиво очертить рукой все изгибы, приникнуть щекой к этим тёплым, нагретым солнцем, плитам, которые помнят ой как много... А если повезет, то можно услышать, о чём они молчат. О чём они молчат друг другу и о чём они молчат людям.

Экстерьер Георгиевского собора. Юрьев-Польской
Экстерьер Георгиевского собора. Юрьев-Польской

В каком музее еще позволено трогать экспонаты? А здесь - пожалуйста, никто не запрещает - хоть часами броди вокруг этой, в сущности, небольшой постройки. Можно попробовать разгадать тайны каждого символа, подышать с ними одним воздухом, понравиться им своей неподвижностью. И тогда камни раскроют тайнопись знаков - в какой последовательности надо читать эту книгу, чтобы понять смысл хотя бы нескольких уцелевших страниц.

А если просто лечь на луг рядом, то можно поиграть в пятнашки, мысленно двигая камни так, чтобы сложить свою собственную историю...

Поищите среди резьбы собора уникальное изображение слона: единственное в России, котором изображен слон, каким его представил каменотёс XIII века по рассказам купцов.