Найти тему
Планета Сибирь

Кабель на дне Байкала. Рассказываю, как проводили электричество на остров Ольхон

Пролив Ольхонские ворота. Фото Василия Петрова
Пролив Ольхонские ворота. Фото Василия Петрова

Ольхон пользуется большим спросом у туристов. Еще каких-то 10-12 лет назад на самый большой из байкальских островов отдыхающие приезжали преимущественно летом, потом на 7-8 месяцев жизнь здесь замирала. В Хужире, Харанцах и других поселках работали школа, магазины и другие объекты соцкультбыта. Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Зимой туристов практически столько же, сколько и летом. Фотографы, любители экстрима приезжают посмотреть на чистейший лёд Байкала, здесь проходит ледовый сверхмарафон, парусная регата, фестиваль ледовых скульптур и т.д.

Маломорский рыбзавод, снабжавший Ольхон электричеством  много лет. фото из открытых источников
Маломорский рыбзавод, снабжавший Ольхон электричеством много лет. фото из открытых источников
Сложно себе представить, что 16 лет назад электричество на острове было строго лимитировано, его выдавала дизельная электростанция Маломорского рыбзавода.

Сама по себе идея электрификации острова обсуждалась еще в конце 80-х годов прошлого века. В 1997 году вышло постановление губернатора «О развитии Ольхонского района», и следующим летом началось строительство ЛЭП от Еланцов до Черноруда.

Линии электропередач  со стороны материка
Линии электропередач со стороны материка

До последнего момента специалисты не могли прийти к единому решению, как протянуть провода через пролив Ольхонские ворота. Двухкилометровый пролет казался неразрешимой задачей. Несмотря на то, что проект уже запустили в работу, со стороны материка один за одним вставали металлические опоры.

Ширина пролива два километрв
Ширина пролива два километрв

Серьезной угрозой для воздушной линии через пролив в первую очередь считали Сарму – один из сильнейших ветров на Байкале. Прокладка кабеля по дну пролива казалось технически невыполнимой.

Кабель постепенно погрузили  на дно
Кабель постепенно погрузили на дно

Эту проблему удалось решить только через пять лет с помощью немецкой фирмы, выпускающей кабель высокого напряжения для укладки под водой. Заключив договор, немцы поставили два отрезка по два километра столь необходимого кабеля.

Технически операция оказалась сложной
Технически операция оказалась сложной

Вес одного отрезка суперпровода составлял 33 тонны. В 2005 году кабель в бухте Тутай с пологими берегами, раскатали, надев сверху полиэтиленовую трубу, в которую через специальные заглушки подали воздух. Сделали этого для того, чтобы на этапе монтажа кабель держался на воде, как поплавок. Когда суперпровод протянули через залив с помощью кораблей, в трубу через те же заглушки закачали воду, и кабель начал постепенно погружаться на дно пролива глубиной 40 метров.

Монтажники использовали корабли
Монтажники использовали корабли

По воспоминаниям монтажников, в самый ответственный момент погода резко испортилась, подул сильный ветер, образовалась большая волна. Работы пришлось отложить, находиться, в частности, на кораблях, стало небезопасно. Местные жители этот эпизод толковали, как протест природы против электрификации Ольхона.

Однако работы возобновились сразу после того, как позволила погода. Тяжелый кабель на дне пролива придавили мешками с цементом. Наземная часть работ на самом острове пошла значительно быстрее, необходимые трансформаторы доставили туда зимой по временной ледовой переправе. Вскоре электричество на постоянной основе прописалось в домах Хужира, Харанцов, Ялги и др.

Торжественно рубильник включили 30 июля 2005 года. Особым спросом с этого дня в магазине Хужира пользовались электролампочки, их покупали авоськами.

Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»