Найти тему
Перипатетик

Звездный путь: один из лучших эпизодов оригинального сериала мог иметь другую концовку

В оригинальном сценарии Харлана Эллисона Кирк почти сделал другой выбор в одном из лучших эпизодов Star Trek: The Orginal Series.

Star Trek (tos) 1960-х годов положил начало телевизионной научной фантастике. Помимо духа самой франшизы-блокбастера, его вдохновение можно почувствовать во всем, от «Орвилла» до «The Expanse». Несколько конкретных эпизодов являются залогом его успеха, и один из них - серия первого сезона «Город на краю вечности», удостоенная премии Хьюго. Но у культового эпизода были свои закулисные конфликты, и его эмоциональный финал изначально отличался от того, что написал сам автор - Харлан Эллисон.

«Город на краю вечности» популярен благодаря своей очень эмоциональной истории. Маккой, судовой врач, страдает от случайной передозировки лекарства после ухода за Сулу. В своем измененном психическом состоянии Маккой скрывается на соседней планете, где Хранитель Времени наблюдает за историей. Кирк и Спок преследуют его, обнаружив, что жуткий хронометрист пропустил Маккоя на Землю 1930-х годов. Находясь там, Маккой мог разрушить будущее человечества. Кирк и Спок должны исправить свою временную шкалу, но Кирк еще не знает, что он влюбится в женщину по имени Эдит Келлер, смерть которой имеет решающее значение для предотвращения будущего апокалипсиса.

Последние минуты эпизода - одни из самых трагических в истории «Звездного пути». После воссоединения трио офицеров Звездного Флота и восстановления рассудка Маккоя Келлер собирается перейти улицу, чтобы встретиться с ними. Когда Кирк и Спок замечают приближающийся грузовик, Спок напоминает Кирку о ее судьбе. Сердце Кирка разрывается, но он останавливает Маккоя, который бросается спасать Эдит. Вернувшись в будущее после смерти Эдит, Кирк поворачивается спиной к Стражу Времени и приказывает своему кораблю убираться оттуда к черту.

В оригинальных черновиках Харлана Эллисона не было Маккоя. Вместо этого он привел в действие сюжет о путешествиях во времени, используя члена экипажа по имени Беквит. Пойман за торговлю наркотиками - дикая деталь сюжета, которую Родденберри однажды неверно представил как вовлечение главного инженера Скотта, приводя в ярость Эллисона - Беквит убивает другого члена экипажа и бежит на планету с несколькими Стражами, наблюдающими за временными воротами. Вместо уничтожения человечества вмешательство Беквита создает альтернативную историю насилия и беззакония. Один из первых вариантов даже предполагает, что Беквит будет казнен - его расстреляет команда Энтерпрайз на пыльной планете.

Посещение исторической Земли похоже на ранние черновики Эллисона, но, по словам автора, эмоциональное воздействие финала было утрачено. Вместо болезненного, но сознательного выбора Кирка - позволить Эдит встретить свою судьбу в обмен на будущее - в каноне он все равно собирается спасти Эдит. Спок вмешивается и применяет хладнокровную логику, спасая судьбу человечества. В своей версии Эллисон хотел представить историю о любви, настолько могущественной, что она стоила апокалипсиса, который является общей темой благородного, но несколько эгоистичного самоуничтожения в других историях Эллисона. Его ярость по поводу другого финала длилась десятилетия, он чувствовал, что телевизионная версия потеряла дополнительный слой человечности, который он хотел проиллюстрировать.

Неистовство оригинального сценария, эгоизм Кирка и ограниченный бюджет означали, что видение Эллисоном двойных городов на краю вечности, где позолоченные башни времени и Нью-Йорк отражают друг друга, было невозможно снять в фильме. Согласно "Inside Star Trek" Герберта Ф. Солоу и Роберта Х. Джастмана, черновик претерпел ряд переписываний, некоторые из которых сделали сам Харлан Эллисон, Джин Кун, Стивен Карабатос, прежде чем окончательный вариант был отправлен Дороти Фонтана. Джин Родденберри лично подправил окончательный сценарий.

Результат - это не то, что видел Харлан Эллисон, но все же один из лучших эпизодов Star Trek. Суть истории неприкосновенна - это любовь, достойная того, чтобы поставить на карту само будущее мира, хотя бы на мгновение.

*В 1996 году вышла книга Харлана Эллисона «Harlan Ellison’s The city on the edge of forever : the original teleplay that became the classic Star trek episode», в которой напечатан первоначальный вариант сценария, а также переписанный I акт, датированный декабрём 1966 года. Книга изобилует копиями юридических документов, писем и т. д., подтверждающими версию Эллисона. Однако ещё до этого сценарий печатался в книге Роджера Элвуда «Six science fiction plays»

By Margaret David

Оригинал статьи:

https://www.cbr.com/star-trek-city-edge-forever-original-ending/

-2