Найти в Дзене
Серый Пёс Петербург

Мифы и образы Петербурга

Серый пес Петербург

Этот ныне строящийся город будет когда-нибудь прекрасен.

Персидский посол, 1830 год

Это очень красивая литография того времени. Но это не карта, это мечты…
Это очень красивая литография того времени. Но это не карта, это мечты…

Продолжение

Я продолжаю свой рассказ о строительстве Санкт- Петербурга. Точнее, мифах, которые продолжают темными тучами летать над невскими берегами.

И до, и после 1709 года, пространство вокруг Петропавловской крепости застраивалось бессистемно, хаотично и крайне нерегулярно. Изначально предполагалось, что основная часть города будет на правом берегу Невы, за крепостью. Петербургская сторона, ныне Петроградская. То есть, сторона занятая городом, а не южный берег, который потом станет главным.

На правом берегу были построены дома Петра, Меншикова и других придворных. От Петропавловской крепости стали радиально расходиться улицы: Дворянская, Ружейная,Пушкарская, Монетная. Из названий сразу видно,кто там обитал и род занятий.

Короче , Москва. В центре Кремль, от него радиально-секторно районы по-чину. И сословию. Что неудивительно. Народ-то, в основном, служивый, московский. В европах не все обучались. Да и просто не были.

Итог: кривые улочки и переулки примкнувшие к радиальным, для подлого сословия. И дома высшей знати. К примеру, домик Петра. 60 кв. метра. Без печки. Истинный парадиз. Сохранился до сих пор. Приезжайте посмотреть, если не верите…

И левый берег Невы. Адмиралтейство, верфи, казармы, склады, цейхгаузы и прочая надобность для нужд армии и флота.

Предполагалось, видимо, что на службу и со службы господа начальники будут добираться на кораблях и лодках. Мосты не планировались. Пока.

Но этот номер не прошел. Видимо, воля и указы гениального царя-строителя не сильно исполнялись работниками верфей и складов. Не все хотели ездить на работу через быструю, бурную и холодную Неву.

И зимой сложности, и весной, и осенью. Ледостав, ледоход и прочие прелести переправ.

И стройка плеснула на южный берег. Началась хаотичная застройка вокруг Адмиралтейства. Строились все. Офицеры и чиновники. Мастеровые и подрядчики.

Линейный парадиз из мечт Петра не получался. Росло, то что росло. Не получался город-казарма. Надо было строить на другом месте город-мечту.

И тут вспомнили о Васильевском острове. Точнее, сообразил архитектор Доменико Трезини. Итальянцев на Руси жаловали и к советам их прислушивались. То Кремль построят, то еще чего. Молодцы.

Но о плане Трезини о превращении Васильевского острова в Венецию я расскажу в следующий раз.