Найти тему

О стереотипах по-японски: "Человек-комбини", Саяка Мурата

Жаль, что эта писательница у нас малоизвестна, потому что её работы заслуживают внимания читателей, так как они здорово иллюстрируют проблемы современного человека, его места в обществе, его самосознания. "Человек-комбини" (есть ещё сетевой перевод под названием "Минимаркет") - отличный образец актуальной современной литературы.

Обложка русскоязычного издания, издательство "Popcorn Books", 2020 год.
Обложка русскоязычного издания, издательство "Popcorn Books", 2020 год.

Если ты не такой, как все, если выделяешься из общей массы, если не вписываешься в стандарты, то нужно "поправляться". Внутренне это крайне сложно сделать, ведь когда в тебе напрочь отсутствует способность чувствовать, то исправлять-то и нечего. Правильным эмоциям и переживаниям не откуда взяться, так как нет вообще никаких. Поэтому остается только "поправиться" внешне, наблюдая за другими и впитывая их реакции, жесты, мимику и интонации, характерные для той или иной эмоции в той или иной ситуации. Чтобы правильно транслировать те реакции, что от тебя ждут.

Саяка Мурата хорошо подала тему. Показала со всех сторон. Главная героиня является человеком без чувств, у неё что-то похожее на алекситимию, когда человек не слышит свои ощущения и эмоции. Она пытается приспособится к жизни в том мире, который требует эмпатии. Ведь все пытаются поучаствовать, посочувствовать, "помочь", не взирая на то, что Кэйко это совсем не нужно. Фурукура вполне довольна жизнью, хотя слово "довольна" тут не подходит. Она не анализирует, она живёт в том ритме, которому подчинена её работа, потому что именно в ней она видит себя. Она - Работник Минимаркета. Именно этим она живёт. Именно здесь её место. Почему-то люди видят призвание в чем-то высоком, в каких-то достижениях. Так принято. Но не всем это нужно. Призвания они разные бывают. Также как и не всем нужна семья. В обществе это считается отклонениями. Но самое печальное, что это пытаются исправить.

Почему-то люди считают, что счастье заключается только в тех вещах, что подразумеваются ими. Они не принимают того, что человек может быть счастлив, живя один в маленькой квартире и ощущая себя нужным там, что они даже работой не считают. Вообще забавно, что на протяжении 18 лет все называют работу Кэйко подработкой. Несмотря на то, что она работает там всю жизнь по графику пять дней в неделю. Но это всё равно подработка, потому что подработка и всё. Потому что обычно в минимаркеты устраиваются временно. Потому что это не нормальная и уважаемая работа. Ну а уж то, что она одна и у неё не было отношений, вообще ни в какие ворота не лезет! И бедная Фурукура-сан пытается подстраиваться, чтобы не быть выкинутой из общества. Чтобы не стать изгоем.

Саяка Мурата здорово описала то, к чему приводит эксперимент Кэйко в плане "быть как все". Писательница вводит в сюжет "социопата" Сираху, который якобы пытается противостоять обществу, постоянно критикуя его устройство, устои и всех его представителей. отвратительный персонах, но несмотря на это в его словах и рассуждениях доля правды имеется. Только вот сам он не соответствует тому, что так часто и с такой пылкостью вещает. И в конце концов он признается, что хочет ничего не делать, но при этом неплохо жить. За чужой счет. Ничего не отдавая взамен. Поэтому, несмотря на его борьбу за то, что каждый человек имеет право быть таким, каким он желает, жить так, как считает нужным, Кэйко он начинает переделывать. Ему важен только он сам. Поэтому все его принципы - полнейшая ложь для прикрытия своей никчемности. Отсюда и нападки на Работников минимаркета, семью, девушек в целом и Кэйко в частности.

Концовка расставляет всё по местам. Кэйко наконец осознаёт, что всё время была права и в этом мире для неё есть одно определенное место. Она - человек-комбини. И только так.

Нужно ли жалеть героиню? А в чем? В том, что ей не ведомы чувства? В том, что она может довольствоваться малым? В том, что ей закрыты все пути в другую, более красивую и обычную жизнь? Не думаю, что стоит унижать её подобной жалостью. Она на своем месте. А многие ли из обычных, таких "правильных" людей, могут похвастаться тем же, слепо следуя по пути "как должно быть" и "чтобы как у всех".

Аннотация:

В своём провокативном, актуальном и волнующем романе Саяка Мурата исследует границы таких важных понятий, как "нормальная жизнь" и "социальный успех". Показывая жизнь женщины, упорно выстраивающей собственную судьбу поперёк всех типовых представлений о "норме", "счастье" и "достижениях", Мурата мастерски нажимает читателю на чувствительные точки и заставляет усомниться в вещах, казавшихся незыблеными, самоочевидными и универсальными.

Кэйко Фурукура всем вокруг кажется странной: живёт одна, не хочет замуж и всю жизнь работает в комбини — мини-маркете, где знает и любит каждый товар и каждую полку. Но однажды в магазине появляется новый сотрудник, который волей случая переворачивает жизнь Кэйко с ног на голову...

Подчёркнуто японская и при этом абсолютно универсальная история о том, как жестоки написанные законы общества. Саяка Мурата исследует границы "нормальности" и то колоссальное давление, которое с детства испытывает человек: "Веди себя прилично", "Все нормальные люди давно...", "В твоём возрасте пора..." и так далее. Обыденная и от этого ещё более горькая история главной героини Кэйко — о том, какими безобидными кажутся стереотипы и как они опасны на самом деле.

Саяка Мурата
Саяка Мурата

Из любопытного: писательница явно некоторые моменты испытала на себя, так как несмотря на свою известность на родине и многочисленные премии, в том числе и Премия Vogue Japan "Женщина года", она работала в магазине у дома на неполную ставку. Саяка Мурата объясняла это тем, что эта работа даёт ей пищу для размышлений и сюжеты для своих произведений.