Для того, чтобы знать город, в нем надо родиться. Просто потому, что за годы детства и юношества впитывается бесчисленное количество историй и рассказов родителей, бабушек и дедушек, школьных учителей о тысяче особенностей городских зданий, улиц, парков. Ни один приезжий, сколько он тут ни проживи, знать этого не будет.
Сегодня - про Минск, точнее про то немногое, что в Минске пережило войну. В 1941-м в Минске жило 270 тысяч. В 1945 в городе было всего 110 тысяч жителей. Население города сократилось почти в два с половиной раза. Конечно, кто-то уехал к родственникам в деревню. И не спешил возвращаться в лежавший в руинах город.
Не считая центральных улиц, большинство домов в городе были деревянными. Но в центре ещё до революции стояли кирпичные здания. До войны, особенно в 30-е годы, Минск строился просто ударными темпами. Оперный театр, Дом правительства, здания геофака и института физкультуры, государственная библиотека - лишь малая часть из того, что появилось в Минске в предвоенные годы. У многих из этих зданий удивительная судьба.
Сейчас есть множество высказываний, что, дескать, Красная армия освобождая Минск разрушила его больше чем оккупанты. Мне вот всегда хочется у таких спросить - они смогли бы отвоевать город без стрельбы? Попросили бы злодеев по-хорошему убраться восвояси? Конечно, же артобстрел города при освобождении тоже добавил разрушений. К тому же, почему-то забывают, что после освобождения немцы прилетали бомбить Минск ещё до сентября.
Но посмотрите на две эти фотографии. Одно и то же место на фото из немецкого архива и на фото после освобождения. Не сильно отличается. Вдалеке виден костел пресвятой Девы Марии на площади Свободы, переживший бомбежки, но чуть было не сгинувший от послевоенных архитектурных издевательств.
В 50-х его решили реконструировать весьма своеобразным образом - построили новый фасад, а позже ещё и добавили пару этажей. И это при том, что здание было объявлено культурно-историческим наследием ещё в 20-х годах. И только в 90-х костелу вернули его первоначальный облик. Это было довольно интересно - когда разрушали фасад Дома физкультуры, из-под него выступал облик католического костела.
Старейший православный храм Минска тоже пережил войну. Собор Петра и Павла был построен в начале 17 века. Во время войны была разрушена северная колокольня, но в целом храм пострадал не сильно. Именно здесь во время войны хранилась чудотворная икона Божьей матери, что сейчас находится в кафедральном соборе. Отреставрировали храм в 70-х.
Костел Святых Симеона и Елены тоже прошел О нем я писала раньше.
Здание Оперного театра строили пять лет, с 1933 по 1938. По замыслу архитектора, Иосифа Григорьевича Лангбарда, сцена в Оперном должна была быть механизированной и настолько большой, что на неё в представлениях могли заезжать конные экипажи и автомобили.
Но проект урезали, то ли из-за недостатка финансирования, то ли (по слухам) потому, что Оперный мог стать более грандиозным, чем Большой театр в Москве. В первые бомбежки в Оперный, прямо в зал, попала бомба. Потом немцы превратили его в конюшню. Но здание, всему назло сохранилось. А благодаря послевоенной реконструкции стало ещё краше.
Дом Правительства в Минске - тоже детище Лангбарда, как и здание Академии наук и Дома офицеров. Сейчас, находясь на площади независимости в Минске, трудно представить, что в начале 30-х это была почти окраина, сплошь застроенная обычными деревенскими домами. Для строительства Дома правительства эти дома пришлось снести. Проект был грандиозный, реализовалось не все. Примечательно, что дом правительства строился вручную, без применения кранов. Дом правительства как и Дом офицеров и здание ЦК немцы перед отступлением заминировали. Взорвать им его не удалось благодаря тому, что партизаны передали наступающей армии сведения о минировании.
Здание Академии наук во время войны пострадало от пожаров. Но корпуса и колонада сохранились. Восстанавливалось под начальством Лангбарда. Вообще-то, корпуса построили до того, как архитектор подключился к проекту. Но величественная белая колонада и полукруг главного входа - его идея.
Практически все здания, спроектированные И.Г.Лангбардом в Минске уцелели во время войны.
Когда-то на месте площади Якуба Коласа, Комаровского рынка и дальше до площади Бангалор было сплошное болото. Да и перед войной там еще стояли деревянные избы. В камень эта часть города начнет одеваться только в 50-х. Институт физкультуры построили перед самой войной - в 1939-м. Во время войны здание пострадало, после восстанавливалось во многом силами преподавателей и студентов.
Около Михайловского сквера сохранилось здание, построенное в 1890 году. Когда-то в нем был доходный дом, потом женская гимназия, железнодорожная школа, потом музыкальная. Теперь там Евразийский экономический суд.
Пощадило военное лихолетье и здание театра Янки Купалы (построено в 1890-м). Во время войны театр работал. И немногие знают, что люди из труппы и руководства театра сотрудничали с минским подпольем. Билет в театр был равнозначен разрешению находится на улицах города во время комендантского часа.
Старое здание Государственное библиотеки было одним из первых библиотечных зданий в СССР. Будучи студентами мы называли её "Ленинка". Перед войной библиотека входила в тридцатку лучших в мире. 80 процентов её сокровищ немцы разграбили и вывезли в Германию. Но само здание сохранилось.
Один из известнейших белорусских брендов - "Аливария". Построено здание в 1864 году и тогда пивоваренная компания называлась "Богемия". Во время войны здание совсем не пострадало. А вот к 80 годам пришло в очень плохое состояние. Стоял вопрос вообще о закрытии завод - мол, нерентабельно. Сегодня, спустя 25 лет после создания ОАО "Аливария, с трудом верится что его хотели когда-то просто ликвидировать. А старое здание осталось как часть завода и минская достопримечательность.
Театр
Дом прав