Найти тему

Символы Вишну и Шивы

В индуизме существует множество сакральных символов: общеиндийские, принадлежащие одному из направлений данной религии или определенному божеству. Символ может быть как природным предметом (камнем, деревом, животным и т.д.), так и искусственно созданным объектом (визуальным – например, храм, или вербальным – например, звук Ом). В данной статье рассмотрим основные сакральные символы двух главных индийских богов Вишну и Шивы.

Отличительным знаком Вишну является знак V, который ставится на лоб. Один из основных атрибутов бога, метательный диск (чакра), в скульптурном представлении выглядит подобно миниатюрному колесу с вращающимися спицами. Он является символом солнца и универсального божественного разума, который создает множественность форм вселенной, разрушая и снова создавая ее. Считается, что Вишну поражает чакрой зло и незнание. Индийская палица (гада) также является оружием Вишну и символом царской власти. Она может быть гладкой или покрытой орнаментом, имеет сужающийся конец, который держат в руке, а также тяжелую массивную оконечность. Диск и палица стали в индуизме объектами особых культов и иногда изображаются в антропоморфной форме. Во время религиозных процессий они могут сопровождать изображение Вишну. Также эти атрибуты устанавливаются в храме, когда основное изображение бога находится на реставрации, тем самым подтверждая его присутствие. Диск и палица используются в качестве декоративных элементов в оформлении вишнуитских храмов и культовых предметов.

Морская раковина (шанкха) символически свидетельствует о Вишну как источнике бытия и творения. В скульптурном представлении она может быть гладкой либо орнаментированной, иногда изображается с языками пламени сверху и по бокам.

Вишну. Хромолитография. Индия, XX в.
Вишну. Хромолитография. Индия, XX в.

В отличие от хранителя мира Вишну, Шива является богом-разрушителем. Он уничтожает весь мир для того, чтобы появилась возможность для нового творения. Отличительным знаком Шивы и его почитателей является нанесенный на лоб и другие части тела священный знак из трех горизонтальных линий. Он наносится пеплом священного огня или сандаловой пастой.

Оружием Шивы и его важнейшим атрибутом является трезубец. Этот символ бога часто устанавливается перед входом в храм и на храмовых башнях, состоит из длинной рукояти, которая заканчивается тремя острыми металлическими наконечниками. Трезубец также может являться объектом особого культового почитания, как и оружие Вишну.

Шива с Парвати. Хромолитография. Индия, XX в.
Шива с Парвати. Хромолитография. Индия, XX в.

Помимо антропоморфных изображений богам в индуизме поклоняются в форме различных символов. Вишну – в форме шалаграм, а Шиве – в форме лингама.

Шалаграмы – это черные аммониты, которые находят в реке Гандаки в Непале. Эти окаменевшие раковины представляют собой небольшие, овальной формы черные камни с растительным орнаментом в форме концентрических кругов, похожих на чакру. В силу этого они являются предметом культового поклонения. Миф о происхождении шалаграм рассказывает о том, что когда-то у Вишну было три жены – Сарасвати, Лакшми и Ганга. Однажды Сарасвати и Лакшми поссорились на почве ревности. Сарасвати прокляла Лакшми, превратив ее в дерево тулси, таким образом обрекла ее на вечное пребывание на земле. Вишну выступил в защиту Лакшми и смягчил проклятие. Богине суждено было оставаться деревом тулси до тех пор, пока ее тело не превратится в реку Гандаки. Сам бог стал ожидать этого момента в форме лежащего подле нее камня. Таким образом, шалаграмы как символы Вишну навсегда остались в водах Гандаки. Шалаграмы и священное дерево тулси неразрывно связаны между собой как земные воплощения Вишну и Лакшми. Шалаграмы заворачивали в шелковую ткань и хранили в домашнем алтаре, они могли находиться только в домах брахманов, а женщинам запрещалось прикасаться к ним.

Шалаграмы. Камень. Непал, XX в.
Шалаграмы. Камень. Непал, XX в.

Основным символом Шивы считается лингам – абстрактный символ бога в форме трансцендентного высшего бытия. В индийской культуре он также символизирует мужскую творческую силу и энергию, которая неотделима от женской энергии шакти. Обычно лингам изображается в виде прямостоящей колонны цилиндрической формы со слегка скруленным верхом. Чаще всего они изготавливаются из камня, а особым почитанием пользуются нерукотворные лингамы (джьотирлингамы). Считается, что они явлены людям милостью бога Шивы. В Индии существует двенадцать таких джьотирлингамов, к каждому из которых совершаются массовые паломничества индуистов. Самый знаменитый из них расположен в Кедарнатхе, в Гималаях, он образовался в пещере как огромный сталагмит. В каждом шиваитском храме есть изображение лингама, во время ритуалов почитания его омывают водой, молоком, топленым маслом и медом.

Шивалингам. Камень. Индия, XX в.
Шивалингам. Камень. Индия, XX в.

Таким образом, сегодня мы увидели, что в индуизме существуют разнообразные сакральные символы, которые несут огромную смысловую нагрузку, и используются как в храмовом, так и в домашнем богослужении.