Найти тему
Мы, славяне

Что хорошего сделал Дзержинский?

Металлический памятник Дзержинскому весом в 11 тонн когда-то стоял на Лубянской площади, символизируя нерушимость советской власти. После провала путча ГКЧП здесь собрался митинг, на котором едва не решили брать главный мозговой центр советских чекистов штурмом. Но в итоге вместо этого начали валить памятник, носивший в народе название Железный Феликс.

Монумент тогда остался стоять, но был убрал позднее более цивилизованным способом. А вот личность создателя госбезопасности СССР до сих пор вызывает бурные споры. Для многих он является символом советских репрессий, но ведь сделал же этот человек хоть что-то хорошее!

Самое первое, что приходит в голову – это борьба с беспризорностью после гражданской войны. Знаменитая книга Макаренко «Педагогическая поэма» хороша в литературном плане и поучительна в воспитательном, но сама идея создавать воспитательные колонии принадлежит именно Феликсу Эдмундовичу. С его подачи была создана специальная комиссия, в которую входили несколько советских наркомов, к решению детского вопроса были привлечены профсоюзы и комсомол. По всей стране в бывших дворянских особняках были устроены детдома, а профильные ведомства обеспечили их питанием и медицинской заботой.

-2

Спортивное общество «Динамо» было одним из первых в СССР, а организации с таким же названием впоследствии создавались и в иных социалистических странах. Это далеко не только футбол и хоккей, а вообще любые виды спорта – от бега на короткие дистанции и до шахмат. Эта структура первоначально была одним из отделов ГПУ и была создана по личному указанию Дзержинского. «Сила – в движении» – так гласит динамовский лозунг, ведь само это слово с греческого переводится, как «движение».

Под конец Гражданской войны нарком внутренних дел одновременно был поставлен во главе министерства путей сообщения. Главная проблема, которую ему следовало решить, это бедственное состояние железнодорожного транспорта. Подвижной состав во время противостояния белых и красных почти не ремонтировался, станции обветшали, многие мосты были готовы развалиться. Чтобы были более понятные цифры, можно сказать, что к тому моменту 60 % путей, 90 % поездов и 80 % вагонов были разрушены. Восстановить довоенный уровень удалось только в конце 1920-х, а начал этот процесс Железный Феликс.

-3

Как один из наиболее упорных сторонников Ленина, Дзержинский искренне поддерживал НЭП и делал все, чтобы он продолжался как можно более долгое время. Он был сторонником этой политики даже в ущерб своей собственной репутации среди других коммунистов. Например, именно он призвал товарищей по партии сохранить в стране хотя бы мелкую частную торговлю. На посту руководителя ВСНХ нарком занимался восстановлением угольной и металлургической промышленности. Еще до того, как была объявлена первая пятилетка, подчиненные ему министерства ранее завершали объявленные планы.

Дзержинский, несмотря на то, что сам был партаппаратчик, заявлял, что советская бюрократия – «легальное пожирание госимущества этой саранчой». Где можно и насколько можно он старался упрощать административные процедуры, освобождал от должности неспособных к работе людей, заменял их по-настоящему ценными специалистами. В какой бы госорган он ни приходил, везде оставлял за собой целую плеяду талантливых руководителей, которые в сжатые сроки могли справиться с буквально любым делом.

-4

Когда Феликс Эдмундович приводил пример советской волокиты, он рассказал, как одна маленькая бумажка прошла через тридцать два чиновника и все равно не была решена. В его ведомствах такое было невозможно.