Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Беспредел и насилие в школах искусств: реальные истории учеников творческих академий

Оглавление

Рассказываем истории о тех, кто столкнулся с психологическим или физическим насилием при обучении творческим специальностям. Какое влияние это оказывает на увлечения ребенка, на его дальнейшую жизнь? Стоит ли оно того?

Страшные народные танцы

Яне сейчас 19 лет, проживает в Харькове. Ее бабушка, будучи ребенком, очень хотела заниматься танцами, но не вышло, поэтому она хотела реализовать свою мечту через внучку. В 5 лет Яну записали в харьковскую детскую государственную школу театрально-сценических направлений. Девочка обучалась на отделение эстрадного детского танца. Учеба давалась ей тяжело, посещать занятия не было никакого желания, доходило даже до истерик.

Потом стало хуже. Отделение, где училась Яна, закрыли, а их группу присоединили к группе народных танцев. Народниками руководил жестокий преподаватель — пожилой мужчина. Детям оставалось одно из двух: либо заниматься здесь и с ним, либо уходить из школы. На протяжении месяца все, с кем Яна перешла сюда, ушли. А Яна осталась. Остальные ребята были значительно старше ее: девочке было 6, а остальным от 11 до 17 лет.

Преподаватель регулярно повышал голос на подопечных, оскорблял их. Мальчикам за любое непослушание он давал подзатыльники, таскал детей за уши, толкал. Учеников называл бездарями, неудачниками. Самого непослушного мальчика он ловил, заламывал ему руки, садился сверху и бил. Учитель не оставлял синяков, но делал так, чтобы его боялись. Девочкам повезло больше: он редко применял к ним физическое насилие, но мог дать подзатыльник. Зато активно применял психологическое насилие: обзывал кобылами, отпускал шутки и замечания про лишний вес, хотя Яна была худенькой.

Народные танцы – это работа в парах, что давало преподавателю повод шутить над девичьими телами, их грудью. Дети слушали от него похабные анекдоты.

Но никто на него не жаловался. Дети, видимо, боялись, что за этим последует еще более жестокое поведение. Яна пыталась достучаться до родителей, бабушки, но ее проигнорировали. Почему-то считалось, что преподаватель всегда прав, невзирая на его методы. Спустя годы Яна говорила об этом с мамой, а та развела руками и сказала, что не думала, что все настолько плохо. Бабушку разубедить не получилось вовсе.

Уже тогда Яна начала комплексовать: ей казалось, что она толстая. Однажды это привело к анорексии. Еще одним последствием жестокого обращения стали страхи, неуверенность в себе. При виде народных танцев ее трясет, глаза наливаются слезами. Она с ужасом вспоминает то время.

Яна училась там два года, постоянно мучилась, плакала, боялась. Танцы пришлось покинуть из-за проблем со здоровьем. После этого она стала реже болеть, лучше себя чувствовать. Девушка считает, что главная причина такого жестокого обращения с детьми – вседозволенность и безнаказанность. Именно страх быть наказанным за свои действия заставляет людей сдерживать агрессию. Яна старается забыть то время, зла на учителя не держит. Однако он ей противен, как и то, что позволил себе калечить психику детей.

Унижение в музыкальной школе

Когда Ирине было 8, она поступила в детскую музыкальную школу: девочка давно хотела там учиться. В семье Иры было много музыкантов, с раннего возраста ее приобщали к музыке.

Первая учительница слабо обучала, и ее сменила другая – требовательная, несдержанная. Занятия были интенсивными, Ира начала выгорать, из-за этого снизилась трудоспособность, возникли проблемы. Преподавательница не давала никаких поблажек даже тогда, когда это было необходимым, била по рукам за любые ошибки. Однажды она сорвалась на Иру сильнее, чем обычно, бросила на пол стул и ушла.

Ирине тогда казалось это чем-то обычным, ее мама считала это нормой. Учительница давила морально: говорила девочке, что у нее ничего не получится, что она не приспособлена к жизни. Только потом Ира узнала, что ее программу за пятый класс играет одна из самых успешных выпускниц.

Обесценивание успехов вызывала еще большее выгорание. Девочка теряла интерес к занятиям, начала прогуливать. Однако музыка ее по-прежнему интересовала. После окончания школы девушка поступила в колледж. Сейчас у нее проблемы с дисциплиной фортепьян: Ирине страшно сесть за инструмент, она очень боится совершить ошибку. Преподаватели колледжа не применяют физического насилия, но также обесценивают успехи студентов, бьют по их самооценке.

Ира смогла простить преподавательницу. Девушка старается думать о положительных моментах: та учительница действительно многому ее обучила. И все-таки желание играть на инструменте отпало. Ира поступила на отделение теории музыки, где фортепьяно не является основной дисциплиной. Возможно, девушка будет читать лекции о музыке, но точно знает одно: она не позволит себе неподобающего обращения со студентами.

Балерина любой ценой

Впечатленная «Щелкунчиком» в Мариинском театре, маленькая Алина, насмотревшись на грациозные, летящие движения балерин, захотела заниматься балетом. Девочка прошла три отборочных тура в Академии русского балета. Она сразу подверглась зомбированию: несмотря ни на что, ты должна стать балериной. Юным ученицам внушили идею, ради которой они терпели многое.

В группе были любимицы: они выделялись, получали высокие оценки. У Алины были средние данные, поэтому ее никто не выделял, она была невидимкой и сильно переживала из-за этого. Девочка занималась дополнительно, стремилась улучшить свои результаты. Но прыгнуть выше головы не получилось. Стремление доказать свою важность, добиться одобрения до сих пор преследует Алину.

К счастью, Алина избежала диет, но в ее группе были те, кто постоянно худел и, несмотря на старания, все равно были крупнее, чем миниатюрные балерины. Таких назвали «широкая кость», «широкие плечи». Одна ученица во время экзамена упала в обморок из-за недоедания.

Также на девочек оказывалось моральное давление: нужно быть лучшие остальных, прыгать еще выше, сильнее стараться. Юные воспитанницы не понимали, что свои силы нужно беречь, поэтому старались изо всех сил до последнего. График был плотный, и обучение балету приходилось как-то совмещать с общеобразовательной программой, что сильно выматывало. Спасало хоть то, что в Академии был психолог, с которым можно было побеседовать.

Ученицы соревновались за внимание педагога. Он был для них божеством. Тех, кто не преуспевал, игнорировали. Никто не собирался принимать воспитанниц неидеальными.

Однако не все преподаватели были такими строгими и холодными — были и те, кто мог посочувствовать, подбодрить. О них Алина вспоминает с благодарностью.

Физического насилия в академии не применяли, но были свои виды наказания. Например, ставили ребенка к стенке и заставляли отрабатывать движение часами в присутствии остальных. Этому подвергались те, кто плохо успевал схватывать движения. Могли больно хлопнуть по спине, называть отсталыми, идиотками, криворукими.

Преподаватели просили Алину делать низкий пучок, потому что ее голова им казалась большой. Проводились регулярные взвешивания, и в случае несоответствия обращались к родителям, чтобы были приняты меры.

Такое обучение сделало Алину запуганным подростком с низкой самооценкой. По окончании школы она не пошла работать в театр, зато наконец-то поняла, что мир не ограничивается балетом. Алина увидела, что можно расслабляться, выглядеть так, как хочется, не гнаться за одобрением.

И все-таки девушка вернулась к балету спустя долгое время: она открыла свою школу, где поддерживает воспитанников, хвалит, создает комфортные условия. Свои травмы Алина проработала с психологом, но до сих пор фокусируется на своем весе, боясь, что недостаточно худая.

Больше никаких картин

Мария обучалась на художественном отделении в обычной московской общеобразовательной школе. Дополнительные занятия занимали около четырех часов и проводились после основных уроков. Девочка с детства мечтала стать художником-модельером, ей по-настоящему нравилось рисовать.

Серьезное обучение началось в средних классах, и тогда же пришла новая преподавательница. Она была профессионалом по части рисунка, но, педагогом была жестоким, авторитарным. Это была требовательная, строгая женщина, что противоречило мягкому характеру Марии. Будучи победительницей олимпиад, Маша стала терять интерес к обучению. В свой адрес она слышала только критику и никакой похвалы, своими некорректными и жестокими замечаниями учительница доводила детей до слез.

Позже преподавательница ушла, и ее заменила другая – спокойная, знающая подход к детям. Но интерес к рисованию у девочки угас насовсем. В конце восьмого класса она ушла после постоянных ссор с родителями и истерик.

Сейчас Маша не рисует, попытки написать картину заканчиваются слезами. Ей мешают внутренние установки. Девушка увлеклась писательством, литературой, планирует учиться на филологическом факультете.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Кто и почему заменил красавиц на подиуме? Эволюция бодипозитива

Вещи из советского детства, которых по-настоящему не хватает сейчас

Самые известные русские за границей: ТОП-10 наших за рубежом