Шоураннер Винс Гиллиган обсуждает структуру эпизода, развитие сезона, разработку персонажей.
Не каждый день вашу работу называют величайшим телесериалом всех времен. А создатель Винс Гиллиган может скромно сравнить успех "Во все тяжкие" с "творческой удачей". Но те, кто следил за шоу неделю за неделей (или позже смотрел его на Netflix), знают, что это было гораздо больше, чем удача, которая захватила внимание зрителей и не отпускала до финального эпизода.
Многослойные персонажи, шокирующие сюжетные линии, темы, действия и последствия, "хорошее" против "плохого"... Гиллиган и его команда сценаристов создали нечто настолько гипнотизирующее, что его сериал "Лучше звоните Солу" (созданный в соавторстве с Питером Гулдом) теперь привлекает аудиторию на совершенно новом уровне. И это без культовых персонажей из "Во все тяжкие" Уолтера Уайта и Джесси Пинкмана (сыгранных Брайаном Крэнстоном и Аароном Полом).
"Лучше звоните Солу" находит преданных зрителей среди людей, которые даже никогда не смотрели "Во все тяжкие", что приводит Гиллигана в восторг. Первоначально обеспокоенный тем, что новый сериал каким-то образом испортит воспоминания поклонников о "Во все тяжкие", Гиллиган дождался успеха спин-оффа, стресс отпустил его и позволил получить огромное удовольствие от создания "Лучше звоните Солу".
Мы поговорили об открытии и завершении сериалов, темпе и разработке персонажей, а также об уроках, которые он усвоил, когда впервые начал работать на телевидении в другом культовом сериале "Секретные материалы".
Ваши открытия сериалов невероятно визуальны и часто заставляют зрителя собирать своего рода головоломку, чтобы понять, как персонажи оказались в изображаемых ситуациях. Уолтер Уайт, стоящий в пустыне в нижнем белье, или Сол Гудман, спокойно работающий в Cinnabon. Вы начинаете с этих идей и идёте дальше или они приходят к вам в ходе написания эпизода?
Мы называем открывающие сцены "тизерами". Мы действительно много размышляем над тизером каждую неделю и, конечно же, над первоначальным тизером каждого сезона. Это то, чему я научился в "Секретных материалах". Крис Картер был, и остаётся, очень визуальным рассказчиком.
Для него всегда было важно, чтобы в каждом эпизоде был визуальный элемент, который был бы очень запоминающимся и застревал в головах зрителей. Поэтому мы всегда искали этот вступительный тизер, чтобы по-настоящему привлечь зрителей и заставить их продолжать смотреть.
Я учился у лучших на этом шоу, и я взял все эти замечательные уроки о том, как структурировать эпизоды и в каком формате их писать, а также о разделении в актах... Я взял всё лучшее из "Секретных материалов", когда начал "Во все тяжкие". И теперь мы следуем тому же формату в "Лучше звоните Солу".
У нас есть структура "тизер плюс четыре акта"; Я думаю, технически вы могли бы назвать это пятью актами, но мы называем это тизером и четырьмя актами. Это именно то, что мы сделали в "Во все тяжкие", и это именно то, что мы сделали в "Секретных материалах".
Как вы сказали, мы стараемся открывать каждый эпизод так, чтобы у зрителя был повод продолжить просмотр. Другими словами, с обещанием, что их время будет потрачено с пользой. Мы хотим, чтобы аудитория ценила своё время, потому что сейчас, как никогда, внимание людей стоит очень дорого! В мире так много всего. Каждый на телевидении – конкурирует за внимание людей. Поэтому мы стараемся начинать каждый эпизод с чего-то необычного.
Мы также пытаемся выстроить эпизоды в "порядке показа". Я не могу сказать в хронологическом порядке, потому что иногда мы играем со временем – когда мы прыгаем назад и вперёд во времени в данном эпизоде. Но мы стараемся разрабатывать эпизоды линейно. Другими словами, нам нравится начинать с самого начала и продвигаться до конца.
В прошлом году или около того, и в последние сезоны "Во все тяжкие", мы немного застревали, когда придумывали тизер в начале. Через несколько дней, или неделю (в зависимости от того, сколько у нас было времени и как громко мы слышали тиканье часов!), часто мы отказывались от тизера и переходили сразу к Первому акту.
Как вы можете понять из просмотра "Лучше звоните Солу" и из "Во все тяжкие" каждая серия, как правило, продолжает предыдущую. Было место, на котором мы остановились на прошлой неделе, и мы более или менее знали, где мы собираемся продолжить эту историю. Поэтому очень часто было проще просто перейти к началу первого акта, а затем, когда мы немного углублялись в этот новый эпизод, иногда нам становилось ясно, что необходимо для тизера, и тогда мы возвращались и делали это.
Иногда тизер был самым последним, что мы делали; иногда мы выясняли это где-то в середине эпизода. Но по большому счёту, мы предпочитаем разобраться в этом до того, как приступим к Первому Акту.
Вы стараетесь получить максимум как автор, всякий раз, когда вас осеняет вдохновение, особенно когда у вас сжатые сроки, неделя за неделей. Но, как я уже сказал, для нас очень важно дать аудитории хороший повод продолжать смотреть после начальных титров.
Давайте поговорим о разработке. Когда вы приступаете к проекту, знаете ли вы заранее, какое идеальное количество сезонов или эпизодов будет для вас, чтобы правильно проработать сюжет и персонажей? Если да, то как вы адаптируетесь в соответствии с тем, что заказывает канал?
На самом деле это не так. Или, по крайней мере, по-моему опыту, я не знаю, сколько серий должно длиться шоу. Я должен подчеркнуть, что у меня не было такого большого опыта. Я работал над "Секретными материалами", которые являются "классическим" телевидением, в том смысле, что классические, с исторической точки зрения, когда телесериалы идут так долго, как только могут. Это шоу длилось годами, конца не было видно – и нам это нравилось.
Но "Секретные материалы" на самом деле не были сериальной историей; это было гораздо больше шоу с отдельными историями и небольшими сериальными элементами. В этом смысле это был своего рода гибрид. Но когда я начал работать над "Во все тяжкие", мне быстро стало ясно, что это шоу не может продолжаться вечно.
На самом деле, это был первый шаг, который я сделал для студии и канала – мы собирались начать с персонажа, который был хорошим парнем, и превратить его в плохого парня. Как только мы это сделаем, что ж, это будет в значительной степени конец шоу.
Так что я с самого начала знал, что "Во все тяжкие" - это очень ограниченное шоу. И вы можете себе представить, что "Лучше звоните Солу" находится в такой же лодке. Мы знаем, что Джимми Макгилл в конце концов станет Солом Гудманом. Тогда возникает вопрос: сколько эпизодов требуется, чтобы это произошло? И я, честно говоря, не знал ответа на этот вопрос в начале "Во все тяжкие", и я до сих пор не знаю для "Лучше звоните Солу".
Питер Гулд, мой партнер по "Лучше звоните Солу", и я действительно не знаем, сколько сезонов это должно продолжаться. В первые дни "Во все тяжкие" я думал, что, может быть, это продлится два сезона. Я рад, что всё пошло гораздо дальше – строго говоря, прошло шесть сезонов
Я очень рад, что всё так затянулось. Но для меня было очень важно, чтобы шоу не перестаралось с добродушием зрителей. И для меня так же важно, чтобы "Лучше звоните Солу" и не злоупотреблять гостеприимством.
*(интервью вышло перед вторым сезоном "Лучше звоните Солу", и Гиллиган называет шесть сезонов: плюсуя к пяти сезонам "Во все тяжкие" один сезон "Лучше звоните Солу").
Но как автор, ты находишь свой путь неделя за неделей. Вы пытаетесь выяснить, "сколько у нас здесь времени?" И вы не можете ответить на этот вопрос с самого начала. Мы даже не знаем всех подробностей о том, кто такой Джимми Макгилл. Есть много открытий, которые происходят, или должны произойти, в процессе создания персонажа и рассказа истории других персонажей в телесериале. Это то, что нам нравится в этой работе.
Нам нравится, что мы не знаем о Джимми всего, что можно знать, – даже мы, авторы. Если бы мы это сделали, можно было бы утверждать, что нам даже не стоило бы утруждать себя созданием телешоу. Таким образом, с этим открытием возникает недостаток точности в том, сколько эпизодов должно идти в шоу.
Вы просто должны быть настолько честны с собой, насколько это возможно, и вы должны прочувствовать свой путь через это. Это похоже на то, как если бы вы пробирались по чёрной как смоль пещере, используя только кончики пальцев или зажигая по одной спичке за раз. Вы не можете видеть очень далеко в темноте. Но в конце концов, если вы будете придерживаться такой тактике достаточно долго, то вы нащупаете путь к выходу!
На самом деле я собирался спросить, работаете ли вы в обратном направлении с точки зрения развития персонажа и заранее знаете, какими путями пойдут ваши герои, или на этом пути будут сюрпризы, даже для вас. Похоже, что второй вариант!
На этом пути вас ждёт много сюрпризов! Чтобы использовать "Во все тяжкие" в качестве примера, я знал, что хочу взять хорошего парня и превратить его в плохого. Это довольно хорошая дорожная карта, но она также очень общая.
Я всегда сравниваю это со словами "Я начинаю с восточного побережья, собираюсь ехать на запад и прибуду на западное побережье". Я хочу начать в Вирджинии, а закончить в Калифорнии. Как мне это сделать? Ну, я направляюсь на запад, это совершенно очевидно. Но, сказав это, должен ли я ехать по автомагистрали I-40? Могу ли я поехать на север и свернуть на другую межштатную автомагистраль? Или я хочу совершить несколько экскурсий по просёлочным дорогам?
Я не знаю точно, как я туда доберусь...но если я буду хотя бы примерно двигаться на запад, время от времени совершая набеги на север или юг, я в конце концов доберусь до места назначения. Но я не знаю точно, сколько времени мне потребуется, чтобы добраться туда, я не знаю точного маршрута, которым я собираюсь следовать...и у меня пока нет ни малейшего представления обо всех конкретных приключениях, которые меня ждут по пути. И это действительно хорошая аналогия для создания сериала.
Но, вероятно, в любом сериале, мне кажется, что хорошо иметь общее представление о ваших персонажах. Кто они такие…чего они хотят…чего они боятся. И иметь общее представление о том, куда вы хотите их отвезти. Но вы всегда должны быть открыты для таких обходных путей, потому что в вашей поездке происходят действительно интересные вещи, когда вы позволяете себе это делать.
И наоборот, и не хочу слишком далеко расширять аналогию, но если вы скажете себе: “Я точно знаю, кто мой главный герой, я точно знаю, каким должен быть финальный момент сериала, и это будет через пять сезонов, и я даже знаю песню, которая будет звучать, и будет съёмка с птичьего полёта, и это будет драматично и потрясающе...” – здорово иметь эти идеи в голове, но вы должны быть готовы отбросить их очень быстро, когда появится лучшая идея.
Стыдно быть настолько жёстким в своём мышлении, что вы отвергаете и отбрасываете другие идеи. И всегда приходят лучшие идеи. Потому что, если вам повезёт и вы окружите себя очень умными, талантливыми людьми – авторами, актёрами, режиссёрами, продюсерами – неизменно кто-нибудь придёт к вам с идеей лучше, чем та, которую вы изначально имели в виду.
Единственный раз, когда я работал над "Во все тяжкие" в одиночку, было написание пилота. И я горжусь пилотом! Но лучшее, что произошло в этом шоу, случилось намного позже первого эпизода. И некоторые из самых лучших моментов, которыми я больше всего горжусь в этом шоу, были рождены идеями, которые мне не приходили в голову. Они родились из идей, которые исходили от других людей – авторов, актёров и команды сериала. Такова природа телевидения, и это то, что мне нравится.
В настоящее время вы всё больше и больше слышите о людях, которые просто хотят написать своё собственное телешоу и не хотят, чтобы в нём участвовал кто-то ещё. Они просто хотят сделать всё сами. И у меня такое чувство. Я понимаю, откуда это взялось. У меня самого это было на протяжении многих лет, особенно когда я работал в кино. Но это своего рода позор - слишком сильно отгородиться от замечательной совместной работы.
Потому что вы действительно можете добиться удивительной синергии от работы со всеми классными людьми на проекте, если будете держать свой разум открытым для их идей и не закрываться. И на самом деле не беспокойтесь о том, откуда берётся лучшая идея.
Это старое выражение и своего рода клише, но это хорошая, истинная философия, по которой нужно жить: великие вещи случаются, когда никто не беспокоится о получении титров. Тогда вы просто входите в коллективный разум, в групповой менталитет. Некоторые из величайших вещей в "Во все тяжкие" и "Лучше звоните Солу" произошли, когда мы отдались этому процессу.
"Лучше звоните Солу" дал вам возможность вернуться к своим персонажам. Но это также открыло вам возможность немного повеселиться со своим зрителем и дать им "пасхалки" – например, сделать салон, в котором работает Джимми, тем же самым, который он пытается продать Джесси Пинкману намного позже. Расскажите мне о том, как вернуться к "Во все тяжкие", чтобы найти моменты, которые вы могли бы использовать в новом сериале.
Это весело! У нас есть 62 эпизода "Во все тяжкие", с которыми можно поиграть, и нам нравится находить как большие, так и маленькие "пасхалки". Во втором сезоне "Лучше звоните Солу" у нас будут события, которые станут важными моментами, когда мы догоним "Во все тяжкие" – либо через появление персонажа, либо в ситуации, либо в месте.
Поклонники Breaking Bad мгновенно поймут, что это действительно отсылка к сериалу. Есть и другие моменты (некоторые из которых уже произошли, а некоторые появятся в более поздних эпизодах сезона), где вы должны быть действительно внимательным зрителем "Во все тяжкие", чтобы знать, что это отсылка к шоу.
Мы любим помещать эти "пасхалки", большие и маленькие, в новую серию. Самое сложное - не придумывать их! И знать, когда их не следует использовать. Это всё равно что быть маленьким ребёнком и переесть в десертном баре у Шони...у тебя есть дозатор взбитых сливок и ковшик для горячей помадки, и ты просто слишком много кладёшь на своё мороженое! Трудно иметь самодисциплину, чтобы использовать только нужное количество горячей помадки. Не кладите сверху шесть вишен, если одной будет достаточно.
Но это одно из многих преимуществ работы с группой умных людей – кто-то всегда говорит вам, что вы пьяны и что вам нужно остановиться. “Давайте сделаем это, давайте бросим это туда, давайте возьмём этого персонажа в этом эпизоде, давайте заставим этого парня пройти на заднем плане и посмотрим, кто это заметит”...в конце концов более трезвые умы заговорят и скажут: “Давайте оставим это на потом, ок?” Сдержанность на самом деле очень хорошая вещь, особенно когда вы хотите рассказать историю, которая длится по крайней мере три, четыре или пять сезонов.
Вы были продлены на второй сезон "Лучше звоните Солу" за несколько месяцев до того, как первый сезон вышел в эфир. Как шоураннер, было ли это приятно, пугающе или немного и того, и другого?
Это было здорово, и это приятно. Сама мысль о том, чтобы делать "Лучше звоните Солу", пугала с самого начала - это было всего лишь один маленький страх. Но большая часть страха была вызвана просто идеей взять всеми любимый сериал и запустить новый, сохранив привычный мир живым.
Мы подумали: “Неужели мы в конечном итоге помешаем воспоминаниям людей об оригинальном сериале?” Это было действительно пугающей частью. По мере приближения премьеры первого сезона у всех нас было очень много бессонных ночей.
Но сейчас мы чувствуем себя довольно хорошо. Мы очень рады тому приёму, который был оказан сериалу. И мы действительно довольны вторым сезоном – мы не можем дождаться, когда люди увидят остальное.
Мы выпустили в эфир три эпизода, которыми мы действительно гордимся, и следующие семь эпизодов, которые ещё не вышли в эфир, когда мы записываем это, ещё более захватывающие. У нас впереди кое-что интересное.
И поэтому мы чувствуем, что находимся в хорошем месте, и мы очень благодарны аудитории за то, что она остается с нами и продолжает эту новую историю. За последние несколько месяцев я встречал всё больше и больше людей, которые говорили мне, что на самом деле они никогда не смотрели "Во все тяжкие", но им нравится "Лучше звоните Солу". Я нахожу это удивительным.
Мне нравится слышать, когда люди говорят: "Я скучаю по "Во все тяжкие", но мне нравится новое шоу”, и мне нравится слышать, когда люди говорят: “Я никогда так сильно не увлекался "Во все тяжкие", но мне нравится новое шоу”.
"Во все тяжкие" был для нас целым миром. Так много всего этого пришло от замечательных актёров, которые у нас были, начиная с Брайана Крэнстона. Мы чувствовали себя счастливыми, будучи частью этого, и поэтому не хотели портить чьи-либо воспоминания об этом. Но мы очень довольны тем, как получается новый сериал.
by Ramona Zacharias
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.