История евреев полна драматичных событий и испытаний, взлетов и падений. Она переплетена с множеством других культур, религий и традиций, с которыми взаимодействовал израильский народ за четыре тысячелетия. В двух статьях мы рассмотрим ключевые вехи истории евреев от древних времен до современности.
Патриархи и библейская трактовка
Основной источник сведений о древних периодах еврейской истории – Танах (Ветхий Завет), а также труды Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Согласно Ветхому Завету, история еврейского народа уходит корнями в XVIII в. до н. э. и ведет начало от патриархов Авраама, Исаака и Иакова – библейских персонажей, населявших землю Ханаан.
Еврейские патриархи были кочевниками. Внук родоначальника Авраама Иаков переселился в Египет вместе со своим домом. Его сын Иосиф занял пост главного министра при египетском фараоне и влиял на дела государства, оставив фараону лишь номинальную власть, как сказано в Книге Бытия. В Египте в то время правила династия гиксосов. Они покровительствовали пришельцам, что способствовало росту еврейского населения.
Все изменилось, когда власть перешла к XVII династии. Ее представители неодобрительно относились к евреем, в частности из-за их прочных связей с гиксосами. Фактически, евреи оказались в рабстве, которое продлилось более 200 лет. Согласно еврейской традиции, из рабства их освободил Моисей, выведя свой народ через пустыню и Красное море в Ханаан, где и было создано еврейское царство. Событие в Библии получило название «Исход».
Диаспора
Однако археологических свидетельств достоверности событий Исхода и существования Моисея не найдено, и исследователи склонны считать, что Израиль Железного века берет начало не в Египте, а на полуострове Ханаан. Формированию культуры и идентичности евреев способствовали их связи с другими народами Плодородного полумесяца.
Еврейская Библия описывает Первый Храм в Иерусалиме, построенный царем Соломоном, хотя археологических свидетельств этому тоже нет. Это событие произошло примерно в X в. Через 500 лет храм был разрушен вавилонянами. После его падения евреи рассеялись по территории Леванта (современные Сирия, Ливия, Израиль и Палестина) и Месопотамии.
Второй Храм был построен вместо старого спустя столетие после разрушения Первого, когда некоторые евреи вернулись на израильскую землю. В 70 г. н. э. римляне осадили Иерусалим и разрушили Второй Храм (сегодня от него остался фрагмент – Стена Плача в Иерусалиме). Евреи были вынуждены рассеяться по территории северной Африки, Ближнего Востока и Средиземноморья. Это распространение получило название Еврейская диаспора.
Средние века
В диаспоре иудеи проживали и в христианских, и в мусульманских регионах. Местные общины различались в традициях, но различия между мусульманами и христианами были наиболее заметны. Субэтносы евреев, сформировавшиеся в Центральной и Восточной Европе, получили название ашкеназы, а выходцы из исламского мира известны как сефарды.
И те и другие в Средние века были вынуждены платить налоги, чтобы сохранить общинную автономность. Евреи стали говорить на языках земель, где они проживали, а также заимствовать местную культуру: архитектуру, музыку, кулинарные традиции и литературу.
Еврейские синагоги в христианских землях обычно выглядели достаточно скромно снаружи, но отличались богатым и изысканным интерьером. Синагоги, строившиеся в мусульманских странах, соответствовали традициям исламской архитектуры, например синагога Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо, Испания.
Преследования евреев в Европе начались после того, как византийский император Константин сделал христианство государственной религией. В XI-XII вв. крестоносцы начали гонения на всех европейских евреев. Последних обвиняли в том, что они распяли Христа. Дошло и до обвинений евреев в ритуальных убийствах христианских младенцев.
Европейские евреи были легкой добычей для крестоносцев. В XIV-XV вв. в Испании начались крупные антисемитские кампании. Испанская инквизиция добивалась обращения евреев в христианство или их изгнания с Иберийского (Пиренейского) полуострова.
Евреи исламского мира
На мусульманских землях евреям жилось сравнительно спокойно. Немусульманское население (иудеи, христиане, индусы, зороастрийцы и проч.) именовалось «зимми», или буквально «люди договора». Им разрешалось свободно исповедовать свою веру, влиять на экономическую ситуацию. Многие евреи открывали собственные предприятия и вели дела с нееврейским населением; происходил и культурный обмен.
Однако общинная жизнь евреев существовала отдельно. У них были свои кулинарные традиции, требовавшие употребления кошерной пищи. Еженедельно в день шаббата еврейские торговцы прекращали любые дела и воздерживались от работы, тогда как торговля христиан и мусульман продолжалась. Кроме того, иудейские законы запрещали браки с представителями других религий, очерчивая границы. Впоследствии эти границы стали материальными, отгородив целые районы проживания евреев, куда их порой загоняли насильно. Эти районы назывались гетто.
При переходе от Средних веков к эпохе Просвещения произошла эмансипация евреев из гетто. В частности во Франции при переходе к светскому государству евреи получили гражданские права в 1791 г. Другие европейские страны последовали примеру в XIX в. Старые формы христианства оставались в прошлом, и мир стал терпимо относиться к иудеям, хотя и с некоторыми ограничениями. Но самые тяжелые испытания были еще впереди.
Продолжение по ссылке.
________________________
Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)
Также читайте: