Многие начинающие артисты стремились и стремятся найти собственное актёрское амплуа. То есть отыскать в себе, выделить и развить некие внешние и психофизические инструменты. Например, актёрские данные, пригодные для успешного исполнения сходных по характеру ролей.
Есть амплуа комика, амплуа томной красавицы, героя-любовника, криминального авторитета.
Многообразие образов
С развитием театра, а затем и киноискусства, перечень актёрских амплуа заметно расширился. Были и те, что исчезли вместе с историческими реалиями.
Для яркого характе́рного актёра наличие устойчивого амплуа может стать залогом стабильности и популярности, востребованности у режиссёров. Почему же так?
Амплуа несколько облегчает актёру работу — некоторые приёмы повторяются из роли в роль. Благодаря этому легче одновременно сниматься в нескольких фильмах.
И всё бы чудесно, но история показывает обратное. Полное соответствие человека какому-то амплуа и растворение в нём может вызывать восторг у всех вокруг, кроме самого актёра.
Актёры, «пострадавшие» из-за своего амплуа
Для многих известных актёров амплуа стало настоящей ловушкой.
- Советский актёр Александр Демьяненко, много игравший в театре и кино, мастер дубляжа. Он наиболее известен исполнением роли Шурика. Амплуа забавного чудаковатого студента прилипло к Александру Демьяненко. Ему стоило больших усилий доказывать каждый раз, что он на самом деле — драматический актёр.
- Комик Савелий Крамаров, звезда советских комедий, предпринимал много попыток получить серьезную роль, но всякий раз безуспешно. Перебравшись в США, он надеялся осуществить свою мечту в Голливуде. Однако роль советского космонавта в американском фильме породила разногласия с режиссёром, который хотел сделать образ комедийным. Крамаров же ни в какую не представлял себе советского космонавта весельчаком и делал всё по-своему. Это испортило ему репутацию в режиссёрских кругах. Савелий Крамаров снимался в эпизодических ролях, и до славы в Америке было далеко.
- Явный пример актрисы, ставшей заложницей амплуа — Мерилин Монро. Образ роскошной глуповатой блондинки понравился зрителям и режиссёрам. Увы, мечта Мерилин исполнять сложные, драматические роли растаяла как дым. Более того, многие её персонажи были написаны специально под Монро. Актриса попыталась выступить в роли продюсера, но и тут никто не воспринял её серьёзно. Все были довольны тем, как складывалась фильмография Монро, кроме неё самой.
Актёры одной роли
Есть и иная проблема. У некоторых актёров есть звёздная роль. Все знают их исключительно по ней, а другие работы просто отрицают.
Ярким примером является Роберт Паттинсон. Долгое время он пытался всем доказать, что он не только герой «Сумерки».
Тоже можно сказать про актрису из «Гарри Поттер». Я часто встречаю сравнение новых персонажей Эммы Уотсон с Гермионой. Некоторые считают, что она застряла в этом образе.
Есть и те, кто после одной звёздной роли не могут получить иных достойных. Такая судьба постигла Марка Шеппарда. Хоть после «Сверхъестественное» он и играл в других сериалах, ассоциироваться всегда он будет с Кроули.
Итак, что можно сказать в итоге?
Чтобы чувствовать роль, наполнять её, чтобы образ был сложным, интересным, нужно обладать чувствительной и восприимчивой психикой.
Актёры могут быть самолюбивы и эгоистичны. Каждый хочет показать себя. А амплуа начинает ставить ограничения.
Всякий талант стремится быть не ремесленником, который хорошо делает раз за разом то, что востребовано, а творцом, который создаёт новое и неожиданное. Увы, не всем это удаётся. Слишком много актёров, чей талант держит одно амплуа.
А знаете ли вы подобные примеры? Делитесь в комментариях!
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи.