Каждое охотничье угодье независимо от расстояния до места жительства было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. В наиболее благоустроенных угодьях имелись специально построенные баньки (пывсян). Так как большинство охотничьих угодий было расположено вблизи рек, служивших для доставки снаряжения и продуктов питания перед началом промысла, охотничьи избушки, как правило, располагались на их берегах. Мебель в охотничьих избушках была самая простая: лавки, нары и стол. Освещалась избушка маленьким оконцем, а в тёмное время – лучиной (светец). В таких избушках жили иногда по несколько месяцев, поэтому здесь всегда должен был быть запас провизии и всего самого необходимого. Если размер путиков (охотничья тропа, на которой ставят силки, ловушки – словарь Ефремовой) не позволял заканчивать их осмотр в течение одного дня, то на концах путиков сооружались дополнительные избушки, предназначенные в основном лишь для кратковременного ночлега. Они обычно топились по-черному и были меньше по размеру, чем основная.
Для хранения промыслового инвентаря, продовольственного запаса и добытой в угодье дичи строили небольшие амбары или лабазы (тщамья, туртыш), приподнятые над землей на ножках-опорах. Амбарчик ставился не на землю, а на четыре стойки из вкопанных в землю столбов высотой около метра или больше. Для защиты от мелких грызунов ножки столбов в нескольких местах конусообразно обтесывались. В качестве лестницы использовалось бревно с вырубленными ступеньками.
Автор текста: научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук, Чувьюров Александр Алексеевич.