Найти в Дзене
Cameralabs

Однажды в музее: посетители музеев в фотографиях от классиков до современников

Учёные не устают проводить исследования, посвящённые опыту музеологической рефлексии и другим феноменам хранилища культурных ценностей, множа предположения и теории. Свои визуальные изыскания проводят и фотографы – от Картье-Брессона и Роберта Капы до Томаса Штрута и Стефана Драшана. Последние не оставляют сомнений как минимум в одном: встреча зрителя и произведения искусства сулит появление нового шедевра.

Пустой музей неподвижен и монументален. Но как только в нём оказываются посетители, пространство тут же преобразуется в живой театр. Ступая за музейный порог, зрители волей-неволей и сами становятся частью выставочного пространства, где между ними и произведениями искусства образуются уникальные взаимоотношения.

Эллиотт Эрвитт говорит: «Искусство – это хороший способ смотреть на наготу без смущения». Гениальный и ироничный фотограф всякий раз, располагая свободным временем в Нью-Йорке или в любом другом городе, отправлялся в музеи и художественные выставки за созерцанием произведений искусства и наблюдением за посетителями. В 2012 году у Эрвитта вышла книга «Наблюдение за музеями» («Museum Watching»). В неё вошли снимки с конца 1950-х до 1999 года. О съёмке в музейном пространстве автор написал в предисловии: «Для фотографа это всё равно, что ловить рыбу в бочке».

Музей Прадо, Мадрид, Испания, 1995. Автор Эллиотт Эрвитт
Музей Прадо, Мадрид, Испания, 1995. Автор Эллиотт Эрвитт

Почти тридцать девять лет исследовал залы Лувра и Алесио де Андраде, бразилец, живший в Париже. Он начал фотографировать в известнейшем музее мира в 1964-ом, это увлечение увенчалось 12 000 снимков, в которых собралась коллекция эффектов, производимых искусством на посетителей в виде широкого спектра эмоций – от глубокой задумчивости до экстатического восторга.

Лувр, Париж, 1970. Фотограф Алесио де Андраде
Лувр, Париж, 1970. Фотограф Алесио де Андраде

Не всегда посетитель находится в состоянии активного познавания и восприятия артефактов. Стефан Драшан наснимал целый фотопроект, посвящённый людям, спящим в музеях, а начиналось его визуальное исследование с серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Поиски фотографа сосредоточились на соответствиях в цветах и формах между человеком и объектом искусства. Отдавая предпочтение работам старых мастеров, он запечатлевает момент встречи старого с новым, образуя мост между веками.

Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан

Каспар Клаасен – ещё один фотограф, очарованный тем, как люди смотрят на искусство. По его мнению, само их присутствие в выставочном пространстве не мешает, а скорее его обогащает. В серии Клаасена «Музеи» посетители становятся неотъемлемой частью выставки, а галерея представляет, по сути, составные части панорамы, простирающейся по стенам, диванам, произведениям искусства.

Фотографы, преподнося своё понимание отношений между людьми и искусством, также через свои работы подтверждают то, что мы все уже знаем: наблюдать за другими людьми – занятие, приносящее исключительное удовольствие, даже когда они сами в это время наблюдают. Наша тематическая страница тому подтверждение (152 фото).

Перед картиной «Мои ученики и я» (1902) художника Артура Зибелиста
Перед картиной «Мои ученики и я» (1902) художника Артура Зибелиста
Лондон, Национальная галерея, 2015. Фотограф Гарри Груйер
Лондон, Национальная галерея, 2015. Фотограф Гарри Груйер
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, соответствующие произведениям искусства». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, спящие в музеях». Фотограф Стефан Драшан
Из серии «Люди, спящие в музеях». Фотограф Стефан Драшан

В Третьяковской галерее, Москва, 1972. Фотограф Анри Картье-Брессон
В Третьяковской галерее, Москва, 1972. Фотограф Анри Картье-Брессон
Музей Родена, Париж, Франция, 1998. Фотограф Эллиотт Эрвитт
Музей Родена, Париж, Франция, 1998. Фотограф Эллиотт Эрвитт
«Наблюдая в Лотрека». «Улица Мулен медицинский осмотр» (1894), Анри де Тулуз-Лотрек. Фотограф Борис Бухман
«Наблюдая в Лотрека». «Улица Мулен медицинский осмотр» (1894), Анри де Тулуз-Лотрек. Фотограф Борис Бухман

В музее. Фотограф Мартина Франк
В музее. Фотограф Мартина Франк
Лувр, Париж, 1990. Фотограф Алесио де Андраде
Лувр, Париж, 1990. Фотограф Алесио де Андраде

Британский музей, Лондон, 1995. Фотограф Эллиотт Эрвитт
Британский музей, Лондон, 1995. Фотограф Эллиотт Эрвитт
Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1959. Фотограф Ева Арнольд
Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1959. Фотограф Ева Арнольд

Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1949. Фотограф Берт Глинн
Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1949. Фотограф Берт Глинн
Неаполь, Италия, 1960. Фотограф Анри Картье-Брессон
Неаполь, Италия, 1960. Фотограф Анри Картье-Брессон
Музей Акрополя в Афинах, 1963. Автор Эллиотт Эрвитт
Музей Акрополя в Афинах, 1963. Автор Эллиотт Эрвитт
Москва, 1965. Фотограф Константин Манос
Москва, 1965. Фотограф Константин Манос
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1953. Автор Эллиотт Эрвитт
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1953. Автор Эллиотт Эрвитт
Москва, 1965. Фотограф Константин Манос
Москва, 1965. Фотограф Константин Манос
Музей Хиршхорн в Вашингтоне, округ Колумбия, 1996. Фотограф Леонард Фрид
Музей Хиршхорн в Вашингтоне, округ Колумбия, 1996. Фотограф Леонард Фрид
Премьер-министр Франции Жорж Помпиду в Русском музее. Ленинград, 1967. Фотограф Александр Стешанов
Премьер-министр Франции Жорж Помпиду в Русском музее. Ленинград, 1967. Фотограф Александр Стешанов

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1949. Автор Эллиотт Эрвитт
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1949. Автор Эллиотт Эрвитт

Посмотреть всю тематическую страницу «Однажды в музее: посетители музеев в фотографиях от классиков до современников» (152 фото) и подписаться на обновления можно на Cameralabs.org.