"Был юн и глуп. Ценил я сложность
Моих знакомых и подруг.
С годами стал ценить надёжность -
И резко сузился мой круг." (с) Игорь Губерман
В советское время была в ходу поговорка: "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей". Поэт Юрий Левитанский даже стихотворение на эту тему написал, но мы к нему еще вернемся.
В СССР общественное преобладало над личным. Проблемы товарищей - и твои проблемы тоже. Вместе навалимся, и починим, построим, наладим. Да и денег как таковых не было. Точнее они были, но шла пропаганда, что жить лучше остальных - стыдно, хотя эта мысль противоречит простым человеческим инстинктам.
Писатели старшего поколения часто вспоминают в своих мемуарах, как весело они жили: теснились в коммуналках, затем получали квартиры, справляли новоселье, двери не закрывались, шум и голоса не умолкали, гости, гости, сплошные гости.
Люди умели дружить! - заявляют они. А вы, нынешнее племя, сидите за семью замками, за высокими заборами, носом в гаджетах.
У человека есть потребность в развлечениях, в общении. Если раньше это были кухонные посиделки до утра, то теперь - переписки, форумы, комментарии в интернете. Я бы не назвала это дружбой. Это стиль жизни.
Да и умели ли те люди дружить? И предательства были, и деньги крали, и жен у лучших друзей переманивали, и роли, сценарии уводили, а вместе с ними - славу, успех.
Поэтесса Белла Ахмадулина пишет:
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Уходят, потому что ничего не бывает вечного, дружбы и любви - особенно. Человек с возрастом все меньше нуждается в том, чтобы кого-то слушать и что-то кому-то доказывать. Предпочитает молча фильм посмотреть, музыку послушать, книгу прочитать. Или прогуляться в сквере, окунувшись в собственные мысли.
В Библии сказано:
Друг - это брат, рожденный на время бедствия.
Эти слова заставляют задуматься.
Мы то привыкли думать, что друг - это символ приятного времяпрепровождения, за столом посидеть, новости обсудить. Мы считаем себя людьми самостоятельными, успешными и стараемся не жаловаться на жизнь. Друг-то он только в беде познается. И пока этот человек - просто ваш компаньон, перед которым вы боитесь быть настоящим собой.
"Рожденный на время" - получается, что истинному другу не нужно присутствовать в вашей жизни постоянно, справляться о том, как ваши дела, как здоровье близких, в гости наведываться по праздникам. Ему достаточно в нужный момент протянуть руку помощи. Только этот человек и достоин звания друг.
Древнегреческий мыслитель Сократ пришел к такому умозаключению:
Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях — без приглашения, сами по себе».
Мы настолько запутались в своих ценностях и идеалах, что с трудом можем сформулировать что такое дружба и как она должна выглядеть. И самый главный вопрос - а умеем ли мы сами дружить? Отдавать больше, чем хочется взять, а то и бескорыстно?
Омар Хайям пишет цикл рубаи "Одиночество лучше друзей", и писатель Юрий Нагибин приходит к схожему умозаключению:
„Люди, даже близкие, даже любящие, так эгоцентричны, самодурны, слепы и безжалостны, что очень трудно сохранить союз двоих, защищённых лишь своим бедным желанием быть вместе.“
Поэт Юрий Левитанский в ироничных интонациях пишет стихотворение о том, что 100 друзей - это перебор. Это лишь видимость дружбы.
Принять 100 советов, 100 подарков, 100 поздравлений человек может, а вот отдать самого себя такому количеству людей - нет.
И жизнь - это не только розы, это еще и шипы. И все эти люди могут не только помочь, обрадовать, поддержать. Но и предать, оттолкнуть, подставить.
Ста рублей не копил — не умел.
Ста друзей все равно не имел.
Ишь чего захотел — сто друзей!
Сто друзей — это ж целый музей!
Сто, как Библия, мудрых томов.
Сто умов.
Сто высотных домов.
Сто морей.
Сто дремучих лесов.
Ста вселенных заманчивый зов:
скажешь слово одно —
и оно
повторится на сто голосов.
Ах, друзья,
вы мудры, как Сократ.
Вы мудрее Сократа стократ.
Только я ведь и сам не хочу,
чтобы сто меня рук — по плечу.
Ста сочувствий искать не хочу.
Ста надежд хоронить не хочу.
...У витрин, у ночных витражей,
ходят с ружьями сто сторожей,
и стоит выше горных кряжей
одиночество в сто этажей.