Из истории, как из песни, слов не выкинешь: захочешь упрятать неблаговидное – а оно возьми и всплыви. В школах о том не расскажут, на памятниках тем более не напишут. Летописи да добросовестные историки сохраняют правду для потомков.
Неврюева рать и татарская перепись новгородцев
Князь Александр Ярославич, победитель шведов и тевтонов, чувствовал обиду: пусть удалось ему с братом Андреем поинтриговать в Каракоруме да сместить дядю Святослава с владимирского престола, только вот на княжение владимирское ханша Огуль-Гамиш поставила Андрея, а ему, Александру, достался Киев. Кому нужна теперь разоренная «мать городов русских»? А Владимир-то входит в силу день ото дня. Лучше пока вернуться в Новгород, там уж сызнова ловить удачу.
Вскоре на Руси созрел «тройственный союз»: братья Александра Андрей и Ярослав, с ними Даниил Галицкий, решили сообща бороться с монголами. А что же старший Ярославич? У него свои планы: ему благоволит Батый, а Батыю благоволит новый великий хан – Мунке. В общем, пора в Орду.
1252 год, ставка хана. Невский просит посадить его на владимирское великое княжение. Василий Татищев сообщает детали: «жаловался Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим… и выходы и тамги хану платит не сполна».
Пока князь жил в Орде, на Русь отправились два карательных отряда: против князя Андрея выступил военачальник Неврюй, против Даниила Галицкого, давно сидевшего у татар занозой, удалой Куремса. Куремсу Даниил разбил, а вот Неврюй близ Переславля одолел братьев Александра Андрея и Ярослава.
Можно, конечно, делать вид, что неврюева рать отправилась на Русь вопреки воле гостившего у хана Невского; только после поражения Андрея его старший брат без труда получает ярлык на желанное владимирское княжение. Татары «отпустили его с честью великою» - уточняет Лаврентьевская летопись.
Спустя пять лет монголы озаботились регулярным сбором дани с покоренных русских земель. На Русь отправили «численников» - для поголовной переписи населения. Дружина Александра сопровождала переписчиков. Новгородцы взбунтовались. Зачинщиков в итоге перебили, но «мероприятие» было сорвано. В следующем году на непокорных двинулось объединенное княжеское войско (владимирские, суздальские, новгородские полки) да в подкрепление им отряд татар. На сей раз Александр сломил сопротивление земляков – те «дали число».
«Отечество наше рабствовало от Днестра до Ильменя», подытоживает Николай Карамзин.
Говорят, Невский пуще татар боялся «тлетворного влияния запада»; завоеватели Руси к православию оказались более чем терпимы, а вот Папа Римский спал и видел, как бы насадить в восточных землях католичество. Потому и не пошел наш Александр Великий путем Даниила Галицкого, коего героем у нас считать не принято.
Тверской поход Ивана Даниловича
Как Александр Невский приятельствовал с Батыем, так внук его Иван (пока не Калита) установил добрые отношения с ханом Узбеком. Мечта Ивана – присоединить к Московскому княжеству Тверь. И все к тому идет: зверски замучен в Орде князь Михаил Тверской; отомстив за отца, погибает молодой князь Дмитрий Грозные Очи. Да вот досада: будто сожалея о расправе над Дмитрием, хан Узбек признает великим князем брата его, Александра.
Скоро в Тверь приезжает кузен Узбека Шевкал. По городу проносится слух, что этот ханский посол намерен уничтожить добрых христиан и установить магометанскую веру. Чушь, конечно, но в Твери вспыхивает резня, татар перебивают всех до единого, Шевкала сжигают в княжеском дворце. Узбек разгневан, но своими руками подавлять мятеж не спешит. А друзья на что? И призывает хан Ивана Даниловича, князя Московского: дам, говорит, тебе пятьдесят тысяч воинов своих, ты их веди на Тверь, а после победы получишь ярлык на великое княжение. Иван соглашается.
Александр, князь Тверской, бежит во Псков; Иван Данилович с ратью захватывает Тверь, Торжок, Кашин. Жители перебиты или угнаны в плен, дома сожжены. Дело сделано. Довольный верностью Московского князя, хан Узбек вручает тому «самую милостивую грамоту на великое княжение, приобретенное бедствием столь многих россиян» (Н. Карамзин).
По правде говоря, Иван Калита после позорного тверского похода отменно правил Московским княжеством, много строил-обустраивал, был щедр к бедным. И впредь неизменно предпочитал все дела решать миром.
Автор - Марина Туманова
Фото на обложке: http://nasledie.dubna.ru/pictures/1674_1.jpg