Найти тему
Prophetmaster Audio

Термины, которыми пользуюсь при описании звучания аудио систем

Недавно, на просторах Дзена, наткнулся на статью "Давайте говорить как аудиофилы: поясняем за high end", автором которой указан сайт интернет магазина www.pult.ru. На самом деле, хорошая попытка разобраться в аудио терминологии, так как многие вкладывают в одни и те же слова совсем разный смысл, а понять, что имеют в виду некоторые любители музыки и аппаратуры, достаточно сложно. Однако с основными выводами статьи согласиться не могу - на истину в последней инстанции не претендую, но сказать по этому поводу есть что. Хотел сначала написать комментарий к статье, но он получился бы слишком большим, превышающим по количеству печатных знаков оригинальную статью, поэтому решил изложить свои мысли тут, а в комментарий дать ссылку.

Итак, основными терминами, которыми пользуются любители музыки и аудио аппаратуры для описания звучания, являются: сцена, её глубина и ширина, локализация источников звука, привязка звучания к АС, макродинамика, микродинамика, музыкальное разрешение.

Моя аудио система в 2010 году. Сейчас от того набора остались только АС и винил
Моя аудио система в 2010 году. Сейчас от того набора остались только АС и винил

Начнем с терминов, которые чаще всего используются без понимания их значений:

1. Макродинамика

Макродинамика связана с динамическим диапазоном, но это не есть он в чистом виде. Динамический диапазон является измеряемым параметром, применимым и к источнику, и к усилителю, и к АС, так как это соотношение минимального и максимального уровня воспроизводимого сигнала. Однако макродинамические показатели характеризуют, по большей части, усилитель мощности, а динамический диапазон практически любого среднестатистического усилителя где-то около 100 дБ (обычно больше) - получается, что любой мало-мальски приличный аппарат должен априори обладать отличной макродинамикой. Но так не получается - макродинамика усилителей с аналогичными параметрами может отличаться значительно. Мало того, она может быть лучше у усилителя 20 Вт на канал, чем у аппарата, который мощнее в разы. Как так получается? Сейчас попробую объяснить.

Сначала дам свое определение: Макродинамика - это способность аудиосистемы (усилителя мощности) полноценно воспроизвести пиковые музыкальные сигналы, которые значительно превышают по амплитуде средний уровень на треке.

Полноценно - это значит обеспечить высокую скорость нарастания громкости в момент пика, максимально возможную амплитуду, а также его длительность. Думаю, что все когда-либо замечали, что оркестровое тутти, например, может заставить вздрогнуть от неожиданности и поразить динамическим контрастом в одной системе, или быть размазанным по времени, без резких всплесков, в другой. Для воспроизведения такого пика нужно обеспечить ток в нагрузке, а с учетом возможного падения импеданса АС, его мгновенные значения могут быть существенно больше средних.

Отсюда напрашивается вывод, что макродинамические показатели усилителя сильно зависят от энергоемкости его блока питания. И по моим наблюдениям, так оно и есть. Энергоемкость рассчитывается просто: суммарная емкость электролитов питания (в Фарадах) умножается на квадрат напряжения питания и делится пополам. Если напряжение питания двухполярное, то берется напряжение одного плеча, а емкость конденсаторов суммарная - и по плюсу, и по минусу. Результат получается в Джоулях. Вот мы посчитали энергоемкость БП усилителя и получили 100 Дж, предположим. Много это или мало? Это может быть и много, и мало - все зависит от выходной мощности усилителя и от предполагаемой средней громкости прослушивания, то есть, важно не только абсолютное значение, а еще и удельное - сколько Джоулей энергии блока питания приходится на каждый Ватт выходной мощности. Если у нас 100 Дж энергоемкость имеет БП усилителя мощностью 2х20 Вт, то это отличный показатель: 2.5 Дж на 1 Вт для каждого канала, а если УМ 2х200 Вт, то оконечные каскады на "голодном пайке", так как всего 0.25 Дж на 1 Вт для каждого канала, соответственно. В принципе, на громкости до 20 Вт эти два усилителя будут иметь сопоставимые параметры по макродинамике, но при использовании мощного усилителя на более высокой средней громкости таких динамических всплесков уже не будет - не хватит энергии БП. И чем более высокая громкость и больше длительность пика музыкального сигнала, тем сильнее будет заметен на слух спад в макродинамике. Какие же значения в Джоулях имеют многим известные промышленные винтажные усилители? Посчитал для некоторых из них:

Yamaha A-2000 185 Дж при выходе 2х130 Вт\8 Ом (0.71 Дж на 1 Вт)

Yamaha A-2000
Yamaha A-2000

Technics SU-V10 140 Дж при выходе 2х120 Вт\8 Ом (0.58 Дж на 1 Вт)

Technics SU-V10
Technics SU-V10

Sansui AU-D907 90 Дж при выходе 2х100 Вт\8 Ом (0.45 Дж на 1 Вт)

Sansui AU-D907
Sansui AU-D907

Dual CV 1460 43 Дж при выходе 2х95 Вт\8 Ом (0.23 Дж на 1 Вт)

Dual CV 1460
Dual CV 1460

Pioneer A-503R 19 Дж при выходе 2х70 Вт\8 Ом (0.14 Дж на 1 Вт)

Pioneer A-503R
Pioneer A-503R

Многие бюджетные усилители не имеют и этого - в наличии всего 8-10 Дж на общий БП. Привел значения выходной мощности для нагрузки 8 Ом, потому что не у всех усилителей в сервис мануалах указан этот параметр на 4 Ом. Цифры удельной энергоемкости при работе на нагрузку 4 Ом будут еще меньше. Для сравнения: в усилителе TiERRA энергоемкость БП 172 Дж при выходе 15 Вт\8 Ом (5.73 Дж на 1 Вт для каждого канала). Это восемь Ямах или сорок Пионеров, а совсем бюджетных усилителей под сотню:)))

2. Микродинамика

Этот параметр не менее важный. От него зависят и источник, и усилитель. АС тоже по разному могут воспроизводить тонкие нюансы, но я не разработчик АС и ЦАП, поэтому мне проще рассуждать на примере усилителей. Нет микродинамики - и слушать уже не интересно: нет эмоций, часть музыкальной информации теряется. Микродинамика - это малые изменения в тональности, тембре, громкости звучания музыкальных инструментов и голосов. То есть, когда усилитель имеет хорошую микродинамику, то можно услышать гораздо больше интересного: если музыкант играет на инструменте или вокалист поет, то свои эмоции они выражают не только мимикой и жестами, но и небольшими изменениями в управлении инструментом или голосом - чуть сильнее нажал на смычок скрипки, чуть нежнее дернул струну контрабаса, изменил форму губ, когда голосом взял ноту, что влияет на звукоизвлечение, и т.д. Когда слушаешь музыку, исполненную лучшими музыкантами, то таких нюансов масса. Усилитель, имеющий слабые показатели по микродинамике, все ровняет и заглаживает - слушать выдающегося скрипача, такого как Eric Friedman, будет не более интересно, чем рядового солиста струнного оркестра из Бельдяжек:). Утрирую, конечно, но доля истины в этом есть.

3. Сцена

Строить сцену умеет не любая аппаратура. Помню, что в конце 80-х, когда моя аудио система состояла из проигрывателя винила Вега-120, катушечного магнитофона Астра-111 и воткнутой в его встроенный усилитель акустики S-90 (35АС-016 Орбита), то никакой сцены у меня не было. Что-то играло конкретно из левой колонки, что-то из правой, а бас-бочка и голос были посередине, но чтобы так было слышно, нужно было находиться точно в центре зоны прослушивания:) Звук шёл из динамиков, был четко привязан к АС. Так продолжалось довольно долго, пока в гостях у одного меломана не услышал как это бывает, когда звук идет не из АС, а возникает какой-то музыкальный "эфир" в области АС, в котором расположены музыканты и у каждого свое место. АС визуально не являются источниками звука, а сцена шире АС и глубиной уходит за стену. Это был 1994 год, ориентировочно, и с того момента начал строить что-то подобное у себя дома. Результат вышел года через два, но еще не такой яркий, какой был услышан в гостях. Проблема основная была в усилителях, насколько я тогда понял - хорошую сцену и локализацию источников звука трудно получить с бюджетными аппаратами, с малым быстродействием и глубокой общей ООС. На тот момент в системе трудился Technics SU-A700 - стерильный и мутный пластмассовый звук за 300$. Вот тогда и начал делать свой усилитель, более линейный по фазовой характеристике, более широкополосный и более быстродействующий. В 1998 году он был готов и Техникс был без сожаления продан.Далее, было построено еще много усилителей, но это уже другая история:)

4. Музыкальное разрешение

Музыкальное разрешение - это количество музыкальной информации, которое способна донести система до слушателя. Например: вы ставите на чужой системе свой, до дыр заслушанный любимый диск, с большими составами музыкантов, и не слышите там почти половину инструментов - это вполне реальная ситуация. Может быт и наоборот - слушаете до боли знакомые треки на другой системе и находите там много нового. Это значит, что в первом случае ваша система имеет больше музыкальное разрешение, дает больше музыкальной информации, а во втором - чужая. Естественно, что записи должны быть качественные, иначе, что тогда искать там, где нет ничего:)

Музыкальное разрешение, с моей точки зрения, зависит от микродинамики и от уровня собственных искажений усилителя, источника и АС. Далее, я снова про усилители - это мне ближе. Если усилитель с общей ООС, то он должен быть достаточно линейным до охвата петлей обратной связи и с высоким быстродействием внутри неё. Распространенное утверждение, что глубокая общая ООС все исправит, слишком оптимистично - на синусе может измеряться хорошо, а звучать так себе, если схема кривая до введения ОООС (Общей ООС). Если усилитель без ОООС, то его собственные искажения должны быть малы, иначе получим больше окрас, чем разрешение. Пишу без ОООС, а не без ООС, потому что вообще без обратной связи усилителей не бывает - местные все равно есть, всегда и везде.

В общем, свое видение вопроса изложил, свои определения терминам дал - надеюсь, что кому-то мой собственный опыт был интересен и возможно, что-то пригодится в будущем. Но еще раз повторю - мнение мое личное и никому не навязываю:)

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Винтажные полные усилители в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи о кассетных деках

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )