Найти тему
Цитадель адеквата

Мрачный мир на границе вечности: Харон

Оглавление

Серые скалы под черным небом. Красноватый песок и тёмные пятна стеклянистого вещества на дне зубчатых кратеров. Мир не знающий света, кроме света звёзд, одна из которых — Солнце, но оно почти не выделяется в общей массе. Мир под сенью Млечного Пути, здесь хорошо видимого, ясного, и яркого. Бледный, почти сливающийся с космической тьмой диск Плутона занимает полнеба.

{elj;ybr Jakub Grygier/ Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
{elj;ybr Jakub Grygier/ Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Это — Харон. Спутник Плутона или — есть и такое мнение — младший компонент двойной системы. Тело диаметром 1200 километров. Что немного, если сравнивать с Луной, однако, Харон превосходит размерами, например, Цереру — крупнейшее тело пояса Астероидов. Главное же, размер Харона рекордно велик по сравнению с самим Плутоном, имеющим лишь вдвое больший диаметр. Харон слишком большой для спутника карликовой планеты.

История появления Харона в результате столкновения Плутона с другим планетоидом рассматривалась отдельно, так что, сразу о результатах. В отличие от «природных» тел пояса Койпера Харон не красного, а тёмно-серого цвета. И это очень о многом говорит.

Мир дальних тел — это мир льда. Но разнообразного и разделяющего функции. Водяной лёд — аналог горных пород. Он формирует окружающую каменное ядро мантию и кору. Причём, если в мантии он текучий, как лёд на Земле, — в планетологии это называется «тёплый лёд», — то кора состоит из льда «холодного». Тоже вроде бы обычного водяного льда, но при температуре исчисляющейся десятками кельвинов приобретающие иные физические свойства. Холодный лёд — очень твёрдое вещество, не меняющее форму даже при высоком давлении.

Вторая разновидность льда — азотный. Это тяжёлая и даже при минимальных температурах относительно текучая субстанция. Затапливая низины, замёрзший азот образует «моря» и «реки» на удалённых от Солнца телах. Аналогом же снега, покрывающего возвышенности выступает метан, то испаряющийся, то выпадающий на поверхность планетоидов снова. Метан ответственен как за белые, так и за красные оттенки в расцветке тел пояса Койпера. Космические лучи разрушают молекулы этого вещества, перерабатывая их в чистый аморфный углерод — чёрную сажу, и сложные углеводороды — толины, имеющие апельсиновый цвет. Красная смесь толинов и сажи густо покрывает «древние» участки местности на карликовых планет.

Цвет Харона, как уже упоминалось выше, — серый. Это цвет холодного льда. Не природный, — водяной лёд при любой температуре голубовато-белый, — а приобретённый в процессе космической эрозии. Сотни миллионов лет микрометеориты — космическая пыль — падает на поверхность безатмосферных тел. Падает с космической скоростью, так что каждый удар образует крошечный кратер, разбрасывая и испаряя вещество. Осколки осыпаются с крутых, изъеденных микровзрывами поверхностей и в низинах смешиваются с замерзшим паром, скапливаясь во впадинах и спекаясь там под воздействием излучений в «ледяной реголит». Он тоже, как и эродированные ледяные скалы, — серый с бурым в результате примеси минеральной пыли оттенком.

Серый цвет означает, что на Хароне недостаточно газов — азота и метана — чтобы почти полностью покрыть водяные «коренные породы», как это произошло на Плутоне. После колоссального импакта, формирующееся на орбите Плутона из испарённого и разбросанного материала тело смогло собрать лишь тяжёлые вещества и воду, замерзающую при самой высокой температуре.

Серый цвет также означает, что поверхность Харона — древняя. Излияний белого тёплого льда не происходило на этой луне очень давно. Поверхность промёрзла на большую глубину, о чём свидетельствует глубочайший, вероятно, в Солнечной системе разлом на поверхности тела. К сожалению, слишком глубокий, чтобы удалось рассмотреть насколько он глубок, но речь не менее, чем о 10 километрах. Однако, этот же разлом, как и другие детали поверхности, свидетельствует и об изменении объёма тела в прошлом. Вероятно, в начале своей истории Харон имел подлёдный океан, в последствии замёрзший. Спектрометрические исследования поверхности, впрочем, сообщают, что замерзание глубинных вод до сих пор не завершилось, ввиду пусть слабого, но постоянного притока приливного тепла. Присутствие веществ, характерных для выбросов криогейзеров, указывает, что недра Харона ещё сохраняют активность.

Удивительным образом, на Хароне, атмосферы практически лишённом, наличествуют атмосферные осадки, климат и смена времён года. Причём, очень резкая. Спутник Плутона вращается по орбите, имеющей наклон 55 градусов к плоскости эклиптики, так что, полярная ночь, на продолжении которой температура остаётся лишь на 16 градусов выше абсолютного ноля, длится в каждом из полушарий столетиями. За это время газы, утекающие из атмосферы Плутона, намораживаются на остывшие скалы Харона. Летом же метановый снег испаряется, чтобы уже в форме пара переместиться на «зимнее» полушарие и там замёрзнуть снова. Получившее название Мордор красное пятно в полярной области Харона — результат разложения метана, дольше всего удерживающегося в наиболее холодных областях.

Азот подвержен сезонным миграциям в меньшей мере. Однако, сравнительно с Плутоном, где по морям азота дрейфуют водяные айсберги, Харон — очень «сухой» мир. Небольшие озёра азотного льда встречаются лишь в глубоких кратерах.

Прочие материалы на эту и другие темы

Оглавление сайта**** Оглавление канала