В. Путин своим политическим взлетом во многом обязан Б. Березовскому. И он в общем-то этого никогда не отрицал. "Он очень много для меня сделал. Он для меня, как брат", - говорил Путин о Березовском в "узких кругах".
Так почему же бывшие политические друзья и союзники в начале 2000-ых быстро превратились в политических врагов и оппонентов?
Ведь именно Б. Березовский после скандалов и экономического кризиса 1998 года одним из первых осознал, что дни Б. Ельцина на посту президента России сочтены и пора начинать "Операцию "Преемник".
Именно он, несомненно, был одним из авторов поэтапного плана посадки в президентское кресло угодного про-ельцинской политической группировки кандидата, первым этапом которого было создание взамен обанкротившейся "Наш дом- Россия" новой "партии власти".
Продолжение статей "Как олигархи В.В. Путина в президенты выбирали" и "Как олигархи В.В. Путина в президенты выбирали. Продолжение".
И именно Б. Березовский начал реальную работу по сколачиванию новой партии, которую теперь все знают, как партию "Единая Россия".
Он чуть ли не по собственной инициативе начал объезжать влиятельных губернаторов и глав автономий, убеждая их, что если придет "Примус" (Примаков), они полностью лишатся политической самостоятельности.
ОРТ Б. Березовского и его любимый теле-киллер С. Доренко активно поддерживали новую партию "Единство" ( теперь "Единая Россия") на парламентских выборах декабря 1999 года и кандидата в президенты В. Путина на президентских выборах в марте 2000 года.
Поэтому вполне естественно, что Б. Березовский воспринял победу В. Путина на президентских выборах, как свою собственную победу. "Все хорошо. Наш человек у власти," - говорил он своему ближайшему окружению.
Хорошо поработав, Б. Березовский решил, что можно уже слегка расслабиться. Он улетает отдыхать на заграничные курорты вполне уверенный, что он сможет и в дальнейшем по-прежнему влиять на "Володю".
Он не присутствовал на инаугурации В. Путина в мае 2000 года, что конечно же не осталось незамеченным.
Просто удивительно, как в данном случае Березовского подвела его знаменитая политическая интуиция. С. Доренко как-то сказал, что Березовский "боялся Б. Ельцина, как больного ошалелого медведя".
Много сделав для возведения на высший государственный пост нового президента, Березовский почему-то решил, что В. Путина он может не опасаться. Это был огромный политический просчет.
Один из влиятельных людей из "коммерческих кругов" конца 1990-х как-то метко заметил, что во главе России может стоять только "Полицейский" или тот, кто стоит над "Полицейским".
Березовский роковым образом не осознал, что звание президента в России - это не просто должность, - это некая сакральная функция, окруженная почти религиозным ореолом, и относиться к Путину, как к прежнему "Володе", уже нельзя.
Вернувшись наконец в Россию Березовский быстро понял, что "что-то пошло не так". Ярый поклонник "западной демократии" и политического устройства США, он был неприятно шокирован планами В. Путина отменить выборность губернаторов.
Это был сильный удар по его политическом реноме и имиджу влиятельного "серого кардинала". Ведь именно против этого он выступал в 1998-1999 годах, агитирую губернаторов переходить в партию "Единство".
Березовскому в начале 2000-х просто не хватило политической мудрости. Он не смог смириться с естественным желанием В. Путина в начале своего первого президентского срока временно дистанцироваться от него и от его одиозной политической и деловой репутации.
Березовский не захотел "уходить в тень" и это в итоге его и погубило...
Березовский стал публично выражать недовольство внутренней политикой В. Путина по выстраиванию "властной вертикали" с опорой на "силовиков".
Политик и олигарх решил продолжить бороться за влияние на решения президента. Результатом стало скандальное открытое письмо В.В. Путину, в котором он обращался к президенту на "ты" и "Володя".
Оно было опубликовано в газете "Коммерсантъ". Редакция в печатном варианте письма естественно изменила форму обращения на "Вы" и "Владимир Владимирович". Но Путину на стол положили факсимильный вариант письма...
Путин был раздражен, но сумел проявить сдержанность. Он понял, что при удобном случае нужно "поставить на место" слишком зарвавшихся олигархов.
Особенно его беспокоил контроль коммерческих структур над телевидением. Вещанием канала ОРТ (теперь 1-й канал) тогда руководил Б. Березовский, а НТВ и ТНТ находились в руках еще одного олигарха - В. Гусинского.
Переломным моментом в отношениях В. Путина и Б. Березовского стала трагедия с подводной лодкой "Курск". Эта была первая реально большая трагедия, с которой пришлось столкнуться на посту президента В. Путину.
Путин в первые дни видимо просто не знал, как выстроить правильный план действий. Опыта преодоления подобных кризисов у него не было, и он в этой сложной ситуации, наверное, больше всего опасался наделать ошибок.
По крайней мере так это выглядело при восприятии сводок новостей на телеэкранах. От своего президента люди тогда не услышали ни анализа причин трагедии, ни внятного плана спасения моряков-подводников.
С. Доренко позже рассказывал, что перед отъездом в Ведяево (база атомных подводных лодок Северного флота) он в приемной Кремля столкнулся с В. Путиным. "Вот, уезжаю в Ведяево," - сообщил он президенту.
"Поезжай, поезжай..." - напутствовал его В. Путин. Теле-репортаж, сделанный Доренко, с интервью с вдовами погибших моряков-подводников содержал явную и скрытую критику действий В. Путина.
На волне общенародной скорби по погибшим Путин воспринял этот репортаж как "удар в спину". Воспитанный в среде работников спецслужб, он пока еще воспринимал людей в категориях "белое-черное", "свой-чужой", "друг-враг".
Он не поверил, что за тенденциозным репортажем С. Доренко не стоит Б. Березовский, хотя вполне возможно инициатором неоднозначного репортажа был только сам "попутавший берега" Доренко.
Путину в данной ситуации не хватило простого человеческого умения в чем-то проявить доброту и простить своего недавнего союзника, влияние которого в то время уже не шло ни в какое сравнение с концом 1990-х.. Он среагировал на ситуацию слишком резко.
Продолжение следует...