Найти в Дзене

Антуан де Сент-Экзюпери: полет в вечность

29 июня 1900 года во французском Лионе в семье графа Жана де Сент-Экзюпери появился третий ребенок. Мальчика нарекли Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери. Фото из открытых источников
Антуан де Сент-Экзюпери. Фото из открытых источников

Едва маленькому Тони, как звали будущего писателя в семье, исполнилось четыре года, скончался отец. Семья осталась без средств к существованию. Зачастую денег не хватало на самое необходимое.

После смерти главы семейства воспитание детей полностью легло на плечи матери. Именно она прививала Антуану любовь к литературе и искусству в целом. Кроме литературы, будущий писатель увлекался техникой.

После окончания иезуитской школы в Монтре не без помощи родительницы Антуан де Сент-Экзюпери поступает в католический пансион в Швейцарии, а тремя годами позже успешно выдерживает экзамен и становится студентом факультета архитектуры Академии изящных искусств в Париже. Успешно отучившись и получив диплом бакалавра, Экзюпери намеревается поступить в военно-морской лицей. Но конкурсный отбор был чрезвычайно строг, и успешно сдать экзамены в том году не получилось. К тому же судьба приготовила Антуану еще одно непростое испытание: после тяжелой болезни умер брат. Потерю близкого человека он переживал очень тяжело.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.
«Планета людей»

Из недалекого от депрессии состояния Антуана де Сент-Экзюпери вывел призыв в армию. Здесь он попал на курсы пилотов. Надо отметить, что небом будущий писатель грезил с детства: с того самого момента, как его – двенадцатилетнего подростка – развлечения ради отвез на аэродром и прокатил в кабине пилота известный летчик Габриэль Вроблевски. Именно в тот день Антуан пообещал себе, что когда-нибудь он и сам поднимет в небо крылатую машину.

Слова только мешают понимать друг друга.
«Маленький принц»

В 1923 году Экзюпери переселяется в Париж. Тому виной небольшое авиапроисшествие, в результате которого Антуан получил серьезную травму головы. Небо больше не представляется ему столь чарующим и манящим. Он решает стать литератором и зарабатывать на жизнь писательством. Но на первых порах эта затея оказалась малоприбыльна, поэтому, чтобы прокормить себя, Экзюпери вынужден хвататься за любую подработку: торговать книгами, продавать автомобили, работать на заводе и производить черепицу для крыш. В общем, о литературе пришлось на некоторое время забыть.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1926 году Антуану по знакомству предложили должность авиамеханика в авиакомпании, занимавшейся доставкой почты на другие континенты. А через некоторое время предложили вернуться в кабину пилота. Столь быстрый карьерный рост вдохновил Экзюпери на написание романа «Южный почтовый». Прошло немного времени, и снова повышение по службе: на этот раз Антуана де Сент-Экзюпери назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби на юго-западе Марокко в Сахаре. Здесь молодой начальник аэропорта вплотную занялся творчеством.

В человеке я люблю свет. Толщина свечи меня не волнует. Пламя скажет мне, хороша ли свеча.
«Цитадель»

Впрочем, в Африке молодой специалист надолго не задержался. Уже 1929 году пришло новое назначение – на сей раз директором филиала авиакомпании в Южной Америке. Сент-Экзюпери перебрался в Буэнос-Айрес. Здесь он руководил вверенным ему отделением, совмещая эту работу с трудом пилота и литератора. Отметим, что, несмотря на все усилия Антуана, авиакомпания вскоре разорилась, и через два года после переезда в Аргентину, ему пришлось возвращаться в Европу.

В Европе он продолжил полеты на почтовых авиалиниях, успешно совмещая такую работу с журналистикой. Так в 1935 году Сент-Экзюпери корреспондентом побывал в Советской Москве, описав эту поездку в целых пяти очерках.

Я не видел на улицах Москвы ни одного милиционера, ни одного солдата, продавца напитков, просто прохожего, который был бы небрит.

Работа пилота самолета связана с риском. Это ни для кого не секрет. Экзюпери никогда не боялся рисковать. В середине тридцатых он стал летчиком-испытателем. Во время одного такого полета самолет упал в воду. Только оперативная работа водолазов помогла избежать трагедии.

В другой раз прорабатывался маршрут из Парижа в Сайгон. Самолет под управлением писателя потерпел крушение прямо посреди Ливийской пустыни. Несколько дней без еды и воды; находившихся на грани жизни и смерти механика и пилота нашли и спасли бедуины.

Свобода существует лишь для кого-то, кто куда-то стремится.
«Военный летчик»

А перелет из Нью-Йорка к Огненной Земле? Страшнейшее крушение, несколько суток в коме, серьезные переломы и новая травма головы. В общем, когда началась Вторая мировая и Экзюпери призвали на фронт, его признали годным лишь к наземной службе. Пришлось задействовать все свои связи, чтобы попасть в авиационную разведгруппу.

Весной 1940 года Антуан де Сент-Экзюпери совершил ряд разведывательных вылетов, за один из которых был награжден Военным крестом «За боевые заслуги». А после оккупации Франции немцами писатель эмигрировал в Соединенные Штаты.

Фантастический успех в Америке имела его книга «Военный летчик», увидевшая свет в 1942 году. На волне успеха издательство предложило Экзюпери написать детскую сказку. Контракт был подписан, и писатель приступил к созданию философско-лирической сказки с авторскими иллюстрациями – «Маленький принц». К весне 1943 года работа была закончена, и уже в апреле «Маленький принц» поступил на полки американских книжных магазинов.

Маленький принц. Фото из открытых источников
Маленький принц. Фото из открытых источников

Через некоторое время писатель направился в Алжир, откуда после курса лечения переехал в Марокко, где в 43-44 годах базировалась его разведывательная авиагруппа. Снова возникли сложности с разрешением на полеты. Только благодаря вмешательству влиятельных руководителей французского Сопротивления Сент-Экзюпери разрешили пять разведывательных полетов для фотосъемки коммуникаций и войск противника в Провансе.

Утром 31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери сел в кабину своего «Лайтнинг П-38» и отправился с аэродрома Борго на Корсике собрать разведданные о расположении фашистских войск на юге Франции. Это был его последний вылет, на базу самолет больше не вернулся.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Поиски обломков самолета писателя велись многие годы. И только лишь в 1998 году – через 54 года после трагедии – рыбаки неподалеку от Марселя нашли серебряный браслет с именем писателя и его жены. Двумя годами позже ныряльщики на 70-метровой глубине обнаружили обломки самолета Экзюпери.

Наконец, весной 2008 года бывший летчик «Люфтваффе» Хорст Рипперт признался, что это именно он в то злополучное утро сбил французский самолет. Его слова подтверждаются сведениями из других источников, хотя в журналах фашистской авиации записей о сбитых в тот день в локации, где пропал Антуан де Сент-Экзюпери, не обнаружено.