Горские народы, исконно высоко ценившие личную свободу, право по своему усмотрению вести хозяйство, отвагу и честь, понятное дело, всячески сопротивлялись самодержавно-капиталистическому угнетению. В первые годы после Кавказской войны локальные восстания постоянно вспыхивали во всех только что покоренных горских областях то тут, то там. Особенно же сильным потрясением для царских властей на Кавказе стало масштабное восстание в Чечне и Дагестане в 1877 г. (Малый газават) — на фоне шедшей в это время очередной русско-османской войны.
Первым инициатором его был возвратившийся из паломничества в Мекку житель Чечни Алибек-хаджи Алдамов, предположительно, за время пребывания в Османском Халифате общавшийся с бывшим предводителем горцев в Кавказской войне Гази Мухаммедом, сыном знаменитого имама Шамиля, ставшим теперь крупным османским военачальником. Узнав о готовящемся наступлении османской армии в Закавказье, угнетенные горцы Чечни, а затем и Дагестана — под предводительством Мухаммеда-хаджи из селения Согратль, подняли широкомасштабное восстание, надеясь, что смогут продержаться до прихода единоверцев-османов.
Восстание охватило такую обширную территорию, что его подавление царскими войсками напоминало повторное завоевание Россией Чечни и Дагестана. Особенностью его было то, что в нем активно участвовали не только горцы, жившие прежде под властью Имамата Шамиля, но и народы Южного Дагестана, большинство которых присягнуло на верность России еще в начале XIX в. и в Кавказской войне участвовало очень мало. После окончания Кавказской войны прочно утвердившаяся на Северном Кавказе царская власть больше не церемонилась с мусульманским населением и ввела на землях так называемых «мирных горцев» такие же дискриминационные порядки, как и среди «немирных».
Несмотря на серьезный урон, который нанесли повстанцы царским войскам в 1877 г., их сил после длившейся несколько десятилетий Кавказской войны уже не хватало на долгое сопротивление, а наступление османской армии в Закавказье было остановлено.
В ноябре восстание было полностью подавлено, царские войска заняли все опорные пункты повстанцев. Свыше 300 предводителей и активных участников восстания, в том числе Алибек-хаджи Алдамов и Мухаммед-хаджи Согратлинский были повешены на глазах согнанных к местам казней местных жителей и родственников, остальные тысячами увезены в ссылку в другие российские губернии.
В Закубанье, где коренного населения осталось лишь небольшое число, а адыгские селения для предотвращения мятежей были окружены казачьими станицами, значительных восстаний не происходило. Однако и там регулярно случались волнения горского населения. В 1872 и 1873 гг. царские войска подавляли выступления адыгов во главе с К. Унароковым и Э. Джанкетовым, охватившие практически все горские районы Закубанья. Причем вместе с горцами подняла волнения даже часть подавленного произволом властей и капиталистов русского населения.
В 1874 г. войска подавляли горские выступления в аулах Екатеринодарского уезда.
Летом 1887 г. жители аула Хакуриновского Майкопского отдела, выступая против тяжелых повинностей, ворвались в аульское правление, избили старшину, писаря и муллу, сожгли документы, по которым эти повинности исполнялись. Беспорядки в ауле Хакуриновском были подавлены казачьими частями, их зачинщики были приговорены к заключению на сроки от одного года до пяти лет с конфискацией имущества.
В конце 1899 г. 15 «вожаков» аула Егерухай Майкопского отдела Кубанской области были приговорены к тюремному заключению и каторжным работам за то что во главе с И. Тхакумашевым подбили селян на выступление против аульного старшины Б. Махошева.
К концу XIX в. в определенной степени наблюдалось слияние горского сопротивления, имевшего больше антиколониальный характер, с выступлениями доведенных до отчаяния нищетой и засильем капиталистов русских иногородцев, а также характерным в те годы для всей России революционным движением.
При всех прежних обидах, религиозных и национальных противоречиях горцы и русские поселенцы испытывали многие общие проблемы, вызванные глубоким классовым неравенством. И те, и другие страдали от малоземелья, от произвола коррумпированных властей, от экономического господства аграриев из дворянства и купечества, зажиточного казачества, с мощными латифундиями которых не могли конкурировать бедные хозяйства горцев и иногородних. Поэтому позже многие, и коренные кавказцы, и русские, поддержали революционное движение.
(все изображения из открытых источников Интернета)
Прочитать полную версию статьи можно здесь: http://history-thema.com/severnyiy-kavkaz-v-epohu-kapitalizma-chast-ii/
Если было интересно, нажмите слева «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что дочитали до конца! УДАЧИ!
Еще в нашей ленте:
Электронная и бумажная версии книги «Самая долгая война России» о Кавказской войне здесь👇
https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Друзья, просим вас корректно общаться в комментариях, не переходя на личности. Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями по национальной или религиозной принадлежности удаляются модератором без объяснений. Историю вспять не повернуть, но мы должны ее знать, чтобы делать выводы и не повторять трагических ошибок прошлого. Как-то так🙂
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.