Найти в Дзене

Декаданс личности в рассказе Чехова

Оглавление

Обзор повести (2008)

                                                                            Обложка книги Чехова
Обложка книги Чехова

Рассказ "Попрыгунья" был создан Чеховым в 1891 году и опубликован в журнале "Север" в 1892 году. Первоначально данная повесть называлась "Великий человек", но затем автор сместил акцент на женский персонаж - Ольгу Ивановну, жену Дымова.

Писатель отталкивается в своём произведении от реальных личностей, знакомых ему - это врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья, а также известный столичный доктор, Илларион Иванович Дуброво. Настоящим прототипом Дымова явился врач Дуброво, умерший от дифтерита, после того, как использовал метод, описанный в рассказе для излечения больной дочери дворянина Куроедова.

Прототипом же художника Рябовского сделался друг Чехова Исаак Левитан. Он, кстати, очень обиделся на него за это и хотел даже вызвать на дуэль. После выхода книги они не общались 3 года. С Софьей Павловной они и вовсе никогда больше не контактировали. При этом важно понимать, что сам автор отрицал наличие каких-либо прототипов. Но реакция общества говорит о том, что литератору удалось отобразить максимально реальную историю.

Содержание своими словами

Главными героями произведения являются: Ольга Ивановна, её муж врач Осип Дымов, друг героини - художник Рябовский, доктор Коростелёв и врач Шрек.

После свадьбы Ольга рассказала гостям артистам, певцам и художникам, что полюбила Дымова за его красивый лоб, а также за самопожертвование, с каким он ухаживал за её больным отцом, который в итоге всё равно умер. Героине было 22 года, а супругу 31. Он смирился с её искусством пения, игры на рояле и рисованием, хотя сам вовсе и не понимал всего этого, занимаясь исключительно естественными науками. Ежедневно Ольга ходила в гости к знаменитостям-художникам, певцам и многим другим, то есть искала новые таланты, а по средам устраивала вечеринки у себя дома. Дымов всегда приглашал всех её гостей к столу. Рябовский хвалил пейзажи героини несмотря на то, что остальные подвергали её работы критике. Вскоре супруг Ольги порезал себе пальцы, занимаясь своей работой, чем всерьёз напугал жену, но очень быстро выздоровел.

На отдых в апреле, мае и июне героиня решила поехать на Волгу, к себе на дачу. Её муж из-за работы вынужден был остаться дома, но через некоторое время решил навестить любимую супругу, предварительно купив конфет с закуской и приехав к ней. Ольга же сразу отослала Дымова обратно, так как согласилась быть на свадьбе телеграфиста, но не имела нарядов на даче. Всю закуску съели гостившие у неё актёры. Стоя ночью вместе с героиней на палубе волжского парохода, Рябовскому удалось в итоге её соблазнить под влиянием завораживающей красоты природы - воды, неба, берега и её мечты о славе, цветах и успехе художника, божьего избранника и гения. 2 сентября из-за непогоды художник пожалел, что связался с Дымовой, объясняя ей в результате ненужность изобразительного искусства и рекомендуя перейти в музыку. Героиня возмутилась его холодностью, пригрозив, что она теперь просто не сможет жить без него!

После хождения по деревенским избам Ольга загрустила по мужу и городской жизни, решив вернуться домой, простившись с пейзажистом. Супругу она не призналась в измене, хотя настроилась это сделать при возвращении из дачи. В середине зимы Дымов понял обман жены, перестав быть весёлым рядом с ней. Он просил Коростелёва сыграть что-нибудь печальное. Друг его тоже заметил в героине перемену. Она каждый день принимала у себя дома на обед художника, не опасаясь говорить ему дерзости в присутствии мужа. Однажды Рябовский ушел от неё пораньше. Дымова попыталась найти его у знакомой дамы, куда тот якобы ушел, но тщетно. В итоге Ольга обошла в поисках любовника всех подруг, жалуясь им на него и великодушие супруга. Образ жизни четы Дымовых с момента её измены совсем не поменялся. По средам у них продолжали проходить вечеринки с художниками, артистами, музыкантами, певцами и виолончелистами.

Муж хотел простить любимую при условии её радости за него в честь защиты им диссертации и возможном повышении в доценты, но она не выразила абсолютно никаких чувств по этому поводу, не поняв, в чем суть и ушла в театр. Скоро Дымов сильно заболел. Ольга по привычке пошла к Рябовскому со своим натюрмортом под предлогом просто показать свой рисунок. У художника она застала прятавшуюся за картиной женщину, которую он рисовал и чуть не расплакалась, подавая ему свой этюд. Натурщица ушла, оставив их наедине. Героиня в ревности хотела чем-нибудь ударить любовника, но не выдержала эмоций и тоже ушла, пока он велел подавать чай. Дома Ольга от доктора узнала про заражение мужа дифтерией от его пациентки девочки, которой он пытался помочь вылечится от данного недуга. Лишь тогда героиня поняла всю силу любви к ней Дымова и личную неблагодарность по отношению к нему и его будущему повышению по работе. У его кровати дежурило много врачей, но ничем помочь ему уже было нельзя.

                            Кадр из фильма Бондарчука по мотивам повести Чехова
Кадр из фильма Бондарчука по мотивам повести Чехова

Скоро Коростелёв объявил ей, что Дымов умирает. Он сокрушался потерей такого гения в науке, из коего непременно получился бы выдающийся ученый. Затем он возмутился тратами друга на наряды жене и её в итоге обвинил в смерти мужа. Ольга со слезами бросилась в кабинет супруга, с трудом узнавая его, чересчур исхудавшего. Она звала мужа по фамилии, рыдая, и не могла никак поверить в его смерть. Коростелёв послал горничную в церковную сторожку узнать о богаделках.

Смысл повести Чехова

Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадёжности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми, рамками собственной культуры и иными подобными факторами, к примеру, личными моральными нормами.

Дымов - один из главных героев, становится супругом для легкомысленной Ольги Ивановны. У этого персонажа, подобно многим чеховским, говорящая фамилия. Он в итоге развеется как дым, напоминая читателям об эфемерности всего в этом бренном мире, а также является своеобразным символом бренности.

Как остаток огня - дым только напоминание о былом тепле, лишь намёк на какой-то процесс, а сам по себе олицетворяет упадок. Подобно этому доктор Дымов тоже полон своеобразного декаданса, который в действительности пронизывает и весь рассказ.

                                                           Кадр из фильма "Попрыгунья"
Кадр из фильма "Попрыгунья"

Чехов изображает творческое общество как довольно пошлое и упадническое. Эти люди склонны к простым развлечениям, им просто нравится называться творческими людьми. Они также наслаждаются тщеславием, как Ольга Ивановна - сбором таких людей в собственном доме, для того чтобы потешить своё самолюбие.

Дымов представляет собой заложника собственных моральных устоев, даже когда супруга ему изменяет, то он не начинает выяснять с ней отношения, и искренне надеется на возможность разрешить ситуацию как-то гладко, на благоразумие самой жены. Тем не менее, эти ожидания совершенно напрасны. Муж Ольги не понимает сути её поступка, хотя и разбирается в понятиях таких, как культура и нравственность. В целом, этот человек является носителем идеалов, живого огня, он служит человечеству и фактически гибнет в героическом подвиге, когда лечит ребёнка.

Тем не менее, супруг главной героини развеивается словно дым, представляя собой довольно печальный финал истории. Человек полный надежд, оставляет этот мир, причем самая любимая и родная вспоминает про него только как о "незамеченной знаменитости".

Ольга Ивановна в свою очередь представляет олицетворение всего пошлого и низкого в обществе. Чехов, как грамотный психолог, великолепно обрисовывает эту личность мелкими деталями и фразами, которые позволяют характеризовать главную героиню. Внешне она является склонной к искусству, но в действительности не обладает какими-то духовными идеалами и творчество явно понимает тоже только на поверхностном уровне.

Название рассказа "Попрыгунья" отражает сущность его главной героини - её легковесность и легкомыслие, неумение думать о других людях и последствиях своих поступков.

В названии отражается и судьба главной героини, которая "прозевала" - "пропрыгала" - своё счастье. Кроме того, выражается справедливая оценка её автором. Можно заметить отсылку к басне Крылова "Стрекоза и муравей": "Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела". Так и Ольга поздно спохватилась, когда зима её жизни уже наступила, и ничего нельзя было изменить.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал! Читайте классику и смотрите фильмы по мотивам этих произведений!)