«Моя бабушка жила в стойбище под горой Народной. Я к ней часто туда приезжала. И вот она мне рассказывала сказку об Уральских горах. Когда только земля появилась, она качалась, на месте не стояла.
И боги задумались, а как же на ней будут люди держаться
И решили землю укрепить, поясом опоясать. И главный бог тогда отдал свой пояс, который был украшен тяжёлыми пуговицами. Благодаря этому земля глубоко осела и стала неподвижной. А на том месте, где лёг пояс, теперь Уральский хребет — земли середина.»
До оленеводов нам пришлось идти пешком
Машина там не проехала бы — дорог нет. К тому же мы только предположительно знали, где они могут быть — связи со стойбищем не было. И мы отправились по сути на удачу. Сомневались всю дорогу — идти дальше или повернуть назад.
Согласитесь, топать два часа в неизвестность...
...так себе удовольствие. Но когда увидели вдали за рекой что-то похожее на чум, дружно выдохнули. Ура — тащились не зря. И ускорили шаг. Оказавшись в гостях, поняли, как нам повезло. Потому что увидеть настоящее, не для туристов, стойбище — большая редкость и удача.
А там всё было действительно по-честному
Оленеводы оказались из города Саранпауль. По национальности — коми-зыряне. Каждый год летом они приходят в горы Приполярного Урала. Приводят оленей на отёл, потому что там и комарья меньше, и от волков проще защитить. А стадо солидное очень — две с половиной тысячи голов. В момент нашего прихода животные были на выпасе.
«Мы без Уральских гор не можем
Они наш дом, наша защита. Хотя мы и приходим сюда только летом. Всегда так было. Я в городе вообще долго не могу. Через неделю уже назад хочется в горы, к оленям. Тянет. Это мне от отца, наверное, передалось. Он такой же был.»
У коми-зырян чёткое разделение труда
Мужчины следят за оленями, женщины занимаются детьми и хозяйством. Ещё отвечают за связь. Два раза в день положено по рации докладывать о том, как в бригаде обстоят дела. Правда, это получается не всегда — бывают сильные помехи, и тогда не выходит отчитаться.
В этой бригаде вместе с детьми было 15 человек
Все — родственники, близкие или дальние. И почти у каждого есть свои истории, связанные с Уральскими горами. «Я однажды хотела подняться на Народную, но бабушка мне запретила. Она сказала, что для нашего народа Урал — это священные горы. Я это хорошо помню.
В старину им даже приносили жертвы – забивали оленя
Это делалось, чтобы задобрить горных духов, чтобы они были добры к нам.» Да, коми-зыряне знают, что они тут только гости, а настоящие хозяева — горы. Поэтому они не желают покорять здешние вершины, в том числе и самую высокую из них — Народную.
Местным народностям это не нужно
Да и всё равно не получится: Урал нельзя покорить. Эти горы может быть и не очень высоки, но поистине величественны: неслучайно их в старину именовали поясом Земли, поясом, которым на века перехвачена в самом центре великая страна под названием Россия.
О том, как мы ходили на крышу Урала, прочитать можно тут и вот тут. А в следующей статье — столбы выветривания на плато Маньпупунёр.
Чтобы не пропустить самые интересные истории о России, подписывайтесь на мой канал!