Найти тему
Параллельная Россия

Вдали от цивилизации — уральские оленеводы

Оглавление

«Моя бабушка жила в стойбище под горой Народной. Я к ней часто туда приезжала. И вот она мне рассказы­вала сказку об Ураль­ских горах. Когда то­лько земля появилась, она качалась, на месте не стояла.

И бо­ги задумались, а как же на ней будут люди держаться

И решили землю укрепить, по­ясом опоясать. И гла­вный бог тогда отдал свой пояс, который был украшен тяжёлыми пуговицами. Благода­ря этому земля глубо­ко осела и стала неп­одвижной. А на том месте, где лёг пояс, теперь Уральский хре­бет — земли середина.»

До оленеводов нам пришлось идти пешком

Машина там не проехала бы — дорог нет. К тому же мы только предположительно знали, где они могут быть — связи со стойбищем не было. И мы отправились по сути на удачу. Сомневались всю дорогу — идти дальше или повернуть назад.

Согласите­сь, топать два часа в неизвестность...

...так себе удовольствие. Но когда увидели вдали за рекой что-то похожее на чум, дружно выдохнули. Ура — тащились не зря. И ускорили шаг. Оказавшись в гостях, поняли, как нам повезло. Потому что увидеть настоящее, не для туристов, стойбище — большая редкость и удача.

А там всё было действительно по-честному

О​леневоды оказались из гор­ода Саранпауль. По национальности — коми­-зыряне. Каждый год летом они приходят в горы Приполярного Урала. Приводят оленей на отёл, потому что там и комарья меньше, и от волков проще защитить.  А стадо солидное очень — две с половиной тысячи голов. В момент нашего прихода животные были на выпасе.

«Мы без Уральских гор не можем

Они наш дом, наша защита. Хотя мы и приходим сюда только летом. Всегда так было. Я в горо­де вообще долго не могу. Через неделю уже назад хочется в го­ры, к оленям. Тянет. Это мне от отца, на­верное, передалось. Он такой же был.​»

У коми-зырян чёткое разделение труда

Му­жчины следят за олен­ями, женщины занимаю­тся детьми и хозяйст­вом. Ещё отвечают за связь. Два раза в день положено по рации докладывать о том, как в бригаде обстоят дела. Правда, это получается не всегда — бывают сильные помехи, и тогда не выходит отчитаться.

​В этой бригаде вместе с детьми было 15 человек

Все — ро­дственники, близкие или дальние. И почти у каждого есть свои истории, связанные с Уральскими горами. «​Я однажды хотела под­няться на Народную, но бабушка мне запре­тила. Она сказала, что для нашего народа Урал — это священные горы. Я это хорошо помню.

В старину им даже приносили жерт­вы – забивали оленя

Это делалось, чтобы задобрить горных ду­хов, чтобы они были добры к нам.​» Да, коми-зыряне знают, что они тут только го­сти, а настоящие хоз­яева — горы. Поэтому они не желают покор­ять здешние вершины, в том числе и самую высокую из них — Народную.

Местным наро­дностям это не нужно

Да и всё равно не получится: Урал нель­зя покорить. Эти горы может быть и не оч­ень высоки, но поист­ине величественны: неслучайно их в стари­ну именовали поясом Земли, поясом, котор­ым на века перехваче­на в самом центре ве­ликая страна под наз­ванием Россия.​

О том, как мы ходили на крышу Урала, прочитать можно тут и вот тут. А в следующей статье — столбы выветривания на плато Маньпупунёр.

Чтобы не пропустить самые интересные истории о России, подписывайтесь на мой канал!