Продолжаем рассказ про четвертую очередь Московского метро, куда входит Кольцевая линия и глубокий Арбатский радиус. В этой серии мы поговорим про глубокий Арбатский радиус.
Оглавление:
1. Введение
2. Первые проекты Кольцевой линии
3. Первая очередь
4. Третья очередь метро — кольцо!
5. Постановления ГКО
6. Технический проект Кольцевой линии
7. Проекты станций
8. Строительство Кольцевой линии — сложности и технологии
9. Глубокий Арбат
10. Пуск первой очереди Кольцевой линии
11. Первый пусковой участок Кольцевой линии
12. Второй пусковой участок Кольцевой линии
13. Глубокий Арбат
Строительство глубокого Арбатского радиуса началось после принятие постановления Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года «О строительстве Арбатского радиуса глубокого заложения Московского метрополитена с тоннельным переходом Москва-реки».
Основной причиной строительства глубокого Арбата было наличие самого слабого звена в Московском метрополитене — Смоленского метромоста. К тому же во время войны одна из немецких бомб повредила метромост, а вторая пробила перекрытие тоннеля между станциями «Смоленская» и «Арбатская» Филевской линии.
Организация строительства потребовала привлечения всех свободных материальных и людских ресурсов метростроя, что отсрочило пуск третьего участка Кольцевой линии на 1954 год.
Существует миф про сталинское метро два к даче Сталина в Кунцево. Мол глубокий Арбат был построен так быстро только потому, что один путь был готов уже давно — это секретный тоннель на ближнюю дачу Сталина, где находится его бункер.
Это не так. Единственная правда — это бункер Сталина или объект № 18 на его ближней дачей, который построил Метрострой в 41–42 годах.
Глубокий Арбат открыли для пассажиров 5 апреля 1953 года. Всего на глубоком Арбате было сооружено 6 900 погонных метров перегонных тоннелей, станционных — 1 350 погонных метров, эскалаторных — 292 погонных метров. Камер съездов и тупиков соорудили 530 погонных метров. Вынуто 488 тысяч кубометров грунта и уложено 67 тысяч кубов бетона и железобетона. Смонтировано 106 тысяч тонн тюбингов.
А одной из основных причин ударной проходки называется… XIX съезд партии. Процитирую этот пассаж из акта:
Коллектив строителей, воодушевленный историческими решениями XIX съезда партии, боролся за быстрейшее окончание строительства Арбатского радиуса. Многие бригады проходчиков, монтажников, отделочников достигли высоких показателей труда.
Сопряжение нового радиуса с тоннелями существующего Покровского потребовало разработать проект производства работ по сооружению новых камер съездов, не прекращая движение поездов.
Впервые на метрополитене на станции «Смоленская» были установлены эскалаторы с высотой подъема 50 метров. Сейчас, это не вызывает проблем, но тогда это был новый рекорд!
На станции «Марьина Роща» БКЛ установят самый длинный эскалатор в столице протяженностью 130 метров. Это будет самая глубокая станция нового метрокольца, её глубина более 70 метров.
Метрострой и подрядные организации получили премию, в порядке исключения, в размере одного процента сметной стоимости строительно-монтажных работ. Если я правильно понял, то это 4 800 000 рублей. Неплохой бонус.
Естественно, все участки Кольцевой линии и глубокого Арбата сдавались с недоделками. Традиционно отставала отделка служебных помещений, дренажные перекачки и системы вентиляции. Например, из шести вентиляционных шахт глубокого Арбата к пуску было сдано только две. Это тогда было нормой и никого не удивляло. В приемном акте была ведомость недоделок, с указанием сроков устранения. В общем, традиционная практика для любых больших инфраструктурных проектов по всем мире.