Найти в Дзене

Фигурные стихотворения

В июне 1809 года, во время отдыха в Званке, Гаврила Романович Державин сочинил фигурное стихотворение «Пирамида», предназначенное «для вписания в начале альбаумов».

Г. Р. Державин. Пирамида. 1809.
Г. Р. Державин. Пирамида. 1809.

Фигурными, или графическими, называют стихи, строки которых образуют рисунок или фигуру. Сохранилось ещё одно стихотворение Державина этого жанра – надпись «На смерть Суворова» (1800) – в очертаниях которого угадывается силуэт могильной плиты.

Г. Р. Державин. На смерть Суворова. 1800.
Г. Р. Державин. На смерть Суворова. 1800.

В конечном счете этот вариант не был принят, и сейчас на гробнице Суворова в Александро-Невской лавре выгравирована лаконичная надпись, также сочиненная Державиным: «Здесь лежит Суворов».

Графические стихи уже имели богатую историю бытования в русской литературе. Источником фигурных стихов была европейская церковная письменность. В трактате К. Костенецкого «Разъясненное сказание о буквах» (XV век) говорится о том, что фигурная запись текста применялась в учебных целях. Первым письменным текстом, который учили дети, был «Молитва за святых отцов наших», написанный непременно в форме креста.

Молитва за святых отцов наших. XV век.
Молитва за святых отцов наших. XV век.

В Средневековье эта форма была одной из самых распространенных, с помощью нее писали целые трактаты. Одним из первых стихотворений-крестов на славянском языке стало предисловие к знаменитой Острожской Библии (1581), сочиненное Г. Д. Смотрицким.

Г. Д. Смотрицкий. Предисловие к Осторожской Библии. 1581.
Г. Д. Смотрицкий. Предисловие к Осторожской Библии. 1581.

XVII век был ознаменован расцветом барокко в русской литературе: поэзия освободилась от обязательной связи с музыкой и стала ближе к изобразительному искусству. Известно стихотворение-молитва поэта Евстратия (1621), которое он охарактеризовал как «serpenticum versus», то есть «серпантинный (или змеиный) стих».

Евстрастий. Молитва serpenticum versus. 1621.
Евстрастий. Молитва serpenticum versus. 1621.

Поэты демонстрировали свое мастерство и экспериментировали, используя графический рисунок текста для выражения его содержания. Фигурные стихотворения можно было подолгу разглядывать и решать как ребусы.

Самые известные представители жанра принадлежат перу Симеона Полоцкого – выдающегося поэта, богослова и наставника детей царя Алексея Михайловича. Его сборник «Рифмологион» служил настоящей энциклопедией стихотворных форм и жанров. В форме сердца-лабиринта выполнено стихотворение с говорящим названием «От избытка сердца уста глаголят» (1661), сочиненное в честь рождения царевича Фёдора.

С. Полоцкий. От избытка сердца уста глаголят. 1661.
С. Полоцкий. От избытка сердца уста глаголят. 1661.

Стихотворение «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона» (1665) написано в виде восьмиконечной звезды, у истоков лучей которой складывается акростих с именем Симеон.

С. Полоцкий. Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона. 1665.
С. Полоцкий. Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона. 1665.

«Вифлеемская звезда» символически выражает смысл текста – в нем проводится аналогия между рождением царевича и Иисуса Христа. Примеры использования фигурного стиха встречаются в творчестве и другого знаменитого литератора XVII века – Кариона Истомина, придворного поэта и автора иллюстрированного «Букваря». Так, Истомин написал стихотворение-яйцо для царицы Прасковьи Федоровны к празднику Пасхи (илл. № 8).

К. Истомин. Стихотворение-яйцо царице Прасковье Федоровне к Пасхе. Рубеж XVII-XVIII вв.
К. Истомин. Стихотворение-яйцо царице Прасковье Федоровне к Пасхе. Рубеж XVII-XVIII вв.

В XVIII веке к форме фигурного стиха обращаются реже. Современник Державина, поэт А. А. Ржевский, известный своими литературными экспериментами, использовал его для написания стихотворной притчи. Притча «Муж и жена» (1761) написана в форме ромба. В ней Ржевский задействовал все разновидности ямбического стиха, используя строки разной длины.

А.А. Ржевский. Муж и жена. 1761.
А.А. Ржевский. Муж и жена. 1761.

Следующий всплеск интереса к фигурным стихам произошел уже в XX веке.

Автор текста — Юлия Вячеславовна Дульцева, хранитель экспозиции Музея Г. Р. Державина и русской словесности его времени.