В июне 1809 года, во время отдыха в Званке, Гаврила Романович Державин сочинил фигурное стихотворение «Пирамида», предназначенное «для вписания в начале альбаумов».
Фигурными, или графическими, называют стихи, строки которых образуют рисунок или фигуру. Сохранилось ещё одно стихотворение Державина этого жанра – надпись «На смерть Суворова» (1800) – в очертаниях которого угадывается силуэт могильной плиты.
В конечном счете этот вариант не был принят, и сейчас на гробнице Суворова в Александро-Невской лавре выгравирована лаконичная надпись, также сочиненная Державиным: «Здесь лежит Суворов».
Графические стихи уже имели богатую историю бытования в русской литературе. Источником фигурных стихов была европейская церковная письменность. В трактате К. Костенецкого «Разъясненное сказание о буквах» (XV век) говорится о том, что фигурная запись текста применялась в учебных целях. Первым письменным текстом, который учили дети, был «Молитва за святых отцов наших», написанный непременно в форме креста.
В Средневековье эта форма была одной из самых распространенных, с помощью нее писали целые трактаты. Одним из первых стихотворений-крестов на славянском языке стало предисловие к знаменитой Острожской Библии (1581), сочиненное Г. Д. Смотрицким.
XVII век был ознаменован расцветом барокко в русской литературе: поэзия освободилась от обязательной связи с музыкой и стала ближе к изобразительному искусству. Известно стихотворение-молитва поэта Евстратия (1621), которое он охарактеризовал как «serpenticum versus», то есть «серпантинный (или змеиный) стих».
Поэты демонстрировали свое мастерство и экспериментировали, используя графический рисунок текста для выражения его содержания. Фигурные стихотворения можно было подолгу разглядывать и решать как ребусы.
Самые известные представители жанра принадлежат перу Симеона Полоцкого – выдающегося поэта, богослова и наставника детей царя Алексея Михайловича. Его сборник «Рифмологион» служил настоящей энциклопедией стихотворных форм и жанров. В форме сердца-лабиринта выполнено стихотворение с говорящим названием «От избытка сердца уста глаголят» (1661), сочиненное в честь рождения царевича Фёдора.
Стихотворение «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона» (1665) написано в виде восьмиконечной звезды, у истоков лучей которой складывается акростих с именем Симеон.
«Вифлеемская звезда» символически выражает смысл текста – в нем проводится аналогия между рождением царевича и Иисуса Христа. Примеры использования фигурного стиха встречаются в творчестве и другого знаменитого литератора XVII века – Кариона Истомина, придворного поэта и автора иллюстрированного «Букваря». Так, Истомин написал стихотворение-яйцо для царицы Прасковьи Федоровны к празднику Пасхи (илл. № 8).
В XVIII веке к форме фигурного стиха обращаются реже. Современник Державина, поэт А. А. Ржевский, известный своими литературными экспериментами, использовал его для написания стихотворной притчи. Притча «Муж и жена» (1761) написана в форме ромба. В ней Ржевский задействовал все разновидности ямбического стиха, используя строки разной длины.
Следующий всплеск интереса к фигурным стихам произошел уже в XX веке.
Автор текста — Юлия Вячеславовна Дульцева, хранитель экспозиции Музея Г. Р. Державина и русской словесности его времени.