Найти тему
149,2K подписчиков

Нерехта - такая родная и душевная

215 прочитали

Нерехта - небольшой провинциальный городок, в котором родилась и выросла я. Собственно, я и сейчас живу не в столице. Но уют и провинциальная атмосфера Нерехты незабываемы и вдохновляют всегда, когда приезжаю.

Это миниатюрное поселение включено в список Золотого Кольца России. Сюда приезжают туристы, а в допандемийный период и иностранцы.

Детство мое было переполнено радостью. Я жила сначала в каменном доме историка Диева, потом немного в Алтаре церкви святой Варвары, потом в хрущевской пятиэтажке недалеко от ЖД вокзала.

Варваринская церковь г.Нерехта. Фото автора.
Варваринская церковь г.Нерехта. Фото автора.

Ежегодно ездила в пионерские лагеря. И моя "лагерная карьера" прошла путь: дите-посудомойка-вожатая-воспитатель. В какой-то год меня уже не взяли в лагерь, как ребенка, и ещё не взяли как вожатую. Поехала посудомойкой. Не могла я без лагеря. А моя "коммунистическая карьера" выросла от председателя совета пионерского отряда до секретаря городской комсомольской организации. Так что когда я поступила в институт, я упиралась ногами и руками, дабы не взвалили на меня опять все комсомольские дела. Надоело. Не надоедало мне только танцевать. Это я любила всегда)

Ну, я отвлеклась. Я ж, собственно, о городе. Находится Нерехта в 40 километрах от Костромы. Когда-то тут проживало племя меря. На языке данного народа название города обозначает «река в низкой, болотистой местности». Меряне - жители устья рек ( Мерехта-Нерехта), здесь две приличные реки сочленяющихся: Солоница и Нерехта.

Место, где я училась плавать. Водокачка. г. Нерехта. Фото автора.
Место, где я училась плавать. Водокачка. г. Нерехта. Фото автора.

Первые письменные упоминания о городе прослеживаются в 18 веке. Здесь добывали соль, полезные ископаемые, растили лен, развивалось ткацкое производство.

Уголки Нерехты. Фото автора.
Уголки Нерехты. Фото автора.

А ещё здесь был изобретен первый летательный аппарат — воздушный шар. В честь изобретателя по фамилии Крякутной в городском саду воздвигнут памятник. В 19 веке Всеволод Иванович Всеволодов стал основателем русской ветеринарии. С данным городом связано имя писательницы Елизаветы Александровны Дьяконовой. Здесь ей было написано несколько рассказов.

Очень много резных наличников в Нерехте. Фото автора.
Очень много резных наличников в Нерехте. Фото автора.

Довольно продолжительно Нерехтой управляли женщины: сначала жена Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, затем супруга Василия I Дмитриевича Софья Витовтовна и, наконец, жена Василия Тёмного Мария Ярославна.

Нерехта. Фото автора.
Нерехта. Фото автора.

А ещё этот город - музей под открытым небом. Множество особняков, построек 18-19 века. Они уютно укрываются зелеными кронами деревьев. Золотые купола большого числа церквей сверкают на солнце. Вокруг господствует спокойная и неспешная атмосфера.

Нерехта. Фото автора.
Нерехта. Фото автора.

А ещё здесь особый диалектный остров. Речь нерехтчан жёстко отличается даже от других жителей Костромской области. О нем пишут научные работы со сложными названиями, к примеру: "Рекреационные топонимы и этнодиалектные особенности Нерехты"

Этот говор проникает в душу и моментально заражает. Все, кто поживет здесь хотя бы недельку, начинают говорить также. Он мягок и сказочен, он как-будто обволакивает и затягивает в историческое радушное и такое настоящее наше прошлое.

Если вы мечтаете получить максимально полное представление об укладе провинции, то Нерехта безупречно подходит.

А пока, пока, ваш Рассеянный хореограф.

Читайте ещё на моем канале:

И за что меня только мамка лупасила? Я ж хорошая девочка-то была.

"А я сижу, скучаю, думаю, хоть бы одна сволочь зашла, а тут вы! Радость-то кака!"- встретила нас экскурсовод Музея мыши