Найти тему
Фотевиль

Мобильная фотография. Может ли телефон полноценно заменить фотоаппарат в уличной фотосъёмке

Вообще в Дзене нужно было озаглавить так: "Специально забыл фотокамеру дома, чтобы поснимать на телефон жены. Показываю, что из этого вышло".

Но меня подташнивает от таких заголовков. Ну а мои, помимо того что откровенно скучны, так ещё и замахиваются на вопросы, на которые я не в состоянии ответить.

Однако вчера я действительно специально оставил фотоаппарат дома, чтобы целенаправленно поснимать на смартфон. Вы не поверите, но до сих пор я таких экспериментов не ставил.

Нет, конечно же у меня полно снимков сделанных на мой личный Samsung A51 (есть и очень удачные, на мой вкус), модель бюджетную и для фотосъёмки откровенно слабенькую. Но никогда я не снимал им на протяжении всей фотопрогулки, поскольку мне всегда было жалко упущенных кадров из-за неприятной нерасторопности этого телефона. Да, главная претензия к нему у меня как раз жуткая заторможенность работы камеры. И время готовности к съёмке, и скорость реагирования на нажатие условной кнопки спуска откровенно и непозволительно велики. Снять что-то динамичное практически невозможно.

Но сейчас в руках у меня был Samsung A72, а он и куда шустрее моего, да и качество картинки у него существенно лучше.

В цвет фотографий я не вмешивался. Менял только экспозицию и контраст, при необходимости чуть правил баланс белого и снижал насыщенность.
В цвет фотографий я не вмешивался. Менял только экспозицию и контраст, при необходимости чуть правил баланс белого и снижал насыщенность.

Сразу скажу, что никаких выводов касательно самого телефона я делать не буду - это не обзор, а всего лишь моя личная попытка подобраться к мобильной фотографии чуть ближе.

Итак, вчера вечером на пару часов в руках у меня оказался весьма неплохой смартфон, а не привычная мне фотокамера Sony a7 m III с прикрученным к ней любимчиком - объективом Sony FE 28mm f/2.

В этом комплекте, на минуточку, только одна оптика дороже смартфона моей любимой жены. И я сейчас не хвастаюсь, а просто констатирую тот факт, что родные объективы у "Сони" неприятно дорогие.

Некоторые снимки, где цвет не играет большой роли и не несёт смысловой нагрузки, я буду переводить в чб.
Некоторые снимки, где цвет не играет большой роли и не несёт смысловой нагрузки, я буду переводить в чб.

Первое, что сразу же бросается в глаза - это очень широкий угол съёмки. EXIF выходных файлов сообщает мне, что это 5,23 мм (а ЭФР - 24). Поэтому геометрические искажения велики, как, впрочем, велик из-за этого и ГРИП, что лично мне в общем только на руку - я люблю большую глубину резкости.

Об этом можно почитать здесь.

Samsung A72. Фото автора. Градиентом приглушил яркость неба и немного переборщил.
Samsung A72. Фото автора. Градиентом приглушил яркость неба и немного переборщил.

Поскольку это первый мой подобный эксперимент, то я решил поступить просто - взял телефон и не стал разбираться с его настройками. Ведь именно так поступают большинство из нас в обычных жизненных ситуациях - просто снимают. Правда сделав несколько кадров я всё же решил отключить автоматический HDR (расширение динамического диапазона фотографии). Ибо по опыту эксплуатации личного Самсунга прекрасно знаю к чему это приводит на динамичных снимках.

Телефон в этом режиме делает несколько кадров: "нормальный", "пересвеченный"(чтобы лучше были видны детали в тенях), "тёмный" (хорошо прорабатываются детали в светлых участках изображения). Потом фотографии программным образом склеиваются в одну, где динамический диапазон шире. Поэтому в случае, если в кадре присутствует движение, эта склейка может оказаться некорректной - на фотографии будут видны странные артефакты.
Как по мне, то нужно немного перестраиваться и компоновать снимок в ущерб правильной композиции - не располагать важные объекты близко к краям кадра. Окончательный вариант кадрирования лучше сделать уже потом - при обработке. Так, думаю, стоило поступить и здесь.
Как по мне, то нужно немного перестраиваться и компоновать снимок в ущерб правильной композиции - не располагать важные объекты близко к краям кадра. Окончательный вариант кадрирования лучше сделать уже потом - при обработке. Так, думаю, стоило поступить и здесь.
Вот такое кадрирование не вызывает особых проблем.
Вот такое кадрирование не вызывает особых проблем.

А что у нас со съёмкой динамичных сценок?

В сравнении с моим А51 фотографировать на более продвинутый А72 оказалось намного проще, но с контролем компоновки кадра - пока откровенная беда. На фотоаппарате компоновать кадр при съёмке быстротекущих событий мне во много раз проще. Возможно это вопрос привычки. Пока ещё не разобрался.

Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.

С точки зрения незаметности уличного фотографа смартфон однозначно выигрывает у любой крупной фотокамеры - всем и так давно понятно и спорить с этим навряд ли кто станет.

Тебя просто не замечают.
Тебя просто не замечают.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
А если даже и замечают, то это не превращается в трагедию вселенского масштаба.
А если даже и замечают, то это не превращается в трагедию вселенского масштаба.
Меня заметили и спросили зачем я их фотографирую. На это я нагло соврал, сказав что делаю "селфи". Проверять никто не стал, зато сразу же позвали поиграть в футбол вместе.)
Меня заметили и спросили зачем я их фотографирую. На это я нагло соврал, сказав что делаю "селфи". Проверять никто не стал, зато сразу же позвали поиграть в футбол вместе.)

А вот решиться на контактную уличную фотографию мне наоборот оказалось сложнее. Обычно когда я иду на контакт с целью испросить разрешения на снимок, то честно говорю, что я фотограф. В случае с телефоном мне такое вступление показалось немного неправдоподобным, если посмотреть на это со стороны.

И второй момент.

В качестве своих снимков на "Сони" я почти всегда уверен на все сто, в случае же со смартфоном этой уверенности у меня пока нет. Но предполагаю, что со временем я привыкну. Научусь находить другие предлоги и снимать смелее.

Вчера я решился только на этот контактный снимок. Кот был не против.
Вчера я решился только на этот контактный снимок. Кот был не против.

Так каков же итог этого надуманного эксперимента? Может смартфон полноценно заменить хорошую фотокамеру?

Ответ дам в духе корпускулярно-волнового дуализма.

И да, и нет.

Зависит от ситуации, условий съёмки, в конце концов от умения ловко им обращаться.

Не стану перечислять очевидных преимуществ современных фотоаппаратов, потому как у флагманских смартфонов козырей на руках тоже хватает. Главный же козырь - то, что телефон всегда под рукой, вообще побить невозможно.

Я знал с самого начала, что опыта в мобильной фотографии у меня недостаточно и что снять нечто выдающееся за один вечер у меня не получится.

И всё же некоторые кадры вышли, на мой взгляд, вполне милыми.

Ниже я приведу ещё несколько примеров и не все они будут из категории стрит-фото. Ну так - для полноты понимания и разнообразия.

Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.
Samsung A72. Фото автора.

Мой инстаграм @egorov .

-20