Найти тему
Будни психолога

Моя история «пересборки»: портфельная карьера

Меня зовут Ирина Емельченкова. Я - психолог-профконсультант, специалист по профориентации компании SuperJob, куратор проектов для подростков с низкими стартовыми возможностями

Моя карьера всегда строилась вокруг профориентации. С 18 лет я работала в «найме». Прошла путь от специалиста-психолога до заместителя руководителя учреждения, занимающегося профориентацией и трудоустройством молодежи. Решала как операционные задачи (индивидуальные консультации, тренинговые занятия, мастер-классы), так и стратегические - разрабатывала концепцию профориентационной работы, занималась реализацией городских и региональных карьерных проектов.

Сейчас мне 33 года и пару лет назад, произошел тотальный пересмотр ценностей. Стало понятно, что мне «тесно» в прошлой роли и я не понимаю куда дальше двигаться. Долгое время я жила с установкой, что карьера психолога может развиваться либо «вертикально», либо «горизонтально». Ни тот, ни другой путь меня не устраивал,и я начала искать для себя новые карьерные треки.

Вопрос конечно же стоял в приоритетах: какая она - карьера моей мечты? Что для меня было предельно ясно - я не только профконсультант. Я - жена, мама двух сыновей, дочь, друг, мотиватор и вдохновитель. Приоритет для меня: чтобы все сферы жизни развивались гармонично (как в том самом «колесе баланса»). И этот момент стал поворотным - поменять привычную «пятидневку» на гибкий график. Кроме того, для меня важно самой ставить себе задачи и определять зоны развития. За годы работы по найму, я поняла, что не хочу получать «указания сверху». Свобода - стало ключевым словом в построении нового карьерного плана.

Так я провела своеобразный SWOT-анализ собственных возможностей и ограничений. Определила свои ведущие компетенции и обозначила те, что мне хочется чаще использовать и развивать.

В итоге определила несколько зон развития:

- «Я - психолог-профконсультант»и расставаться с профориентацией не хочу.

- «Я - куратор профориентационных проектов». К моменту «пересборки»у меня была уже «большая копилка» реализованных проектов. Плюс - выступала экспертом на всероссийских конкурсах проектов (Конкурс лучших практик профессионального самоопределения молодежи «Премия Траектория» и всероссийский конкурс «Моя страна – Моя Россия»).

- «Я - благотворитель?». И именно со знаком вопроса. Не могу сказать, что я альтруист. Но неблагополучие рождает неблагополучие, а я хочу жить в лучшем из миров. Меня интересовали подростки, проживающие в реабилитационных центрах, детских домах, интернатах. Привычные инструменты помощи - пожертвования, подарки и прочее – я не одобряю. Для меня было важно найти свой формат оказания помощи.

Где я теперь?

С прошлого года я являюсь экспертом по профориентации компании SuperJob. Это ведущая российская онлайн-платформа для поиска работы и подбора сотрудников, выбора профессии, карьерного и профессионального развития для соискателей, а также онлайн-площадка для продвижения бренда работодателей и автоматизации HR-процессов.

В мои задачи входит проведение мастер-классов для студентов высших и средне-специальных учебных заведений по планированию карьеры (разработка стратегии поиска работы, составление резюме, подготовка к собеседованию, развитие компетенций будущего). Также я выступаю экспертом от лица компании на профильных мероприятиях. Конечно, основная нагрузка приходится на учебный год. Самые «горячие» месяца - март, апрель, когда ВУЗы и ССУЗы начинают готовить выпускников к трудоустройству.

Для меня работа в компании - это возможность углублять экспертизу в карьерном консультировании, следить за трендами на рынке труда, «расширять» свой профессиональный бренд.

Второе направление моей работы - частная практика. Я и ранее занималась консультированием, но это было скорее дополнением к основной деятельности. Сейчас индивидуальная работа с клиентами занимает всё больше рабочего времени. Основные запросы: построение профессиональной и образовательной траектории (включая профдиагностику способностей, склонностей, интересов), психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения (ситуации выбора и принятия решения), формирование учебной и трудовой мотивации, «красивое» взросление.

Мои клиенты - это подростки и их родители. В своей работе придерживаюсь принципа максимальной вовлеченности клиента в процесс консультирования, поэтому даю много домашних заданий и четко контролирую их выполнение. Возможно поэтому решение проблемы клиента не занимает много времени: от 2 до 10 встреч (в зависимости от запроса).

Помимо индивидуальных встреч веду подростковые группы по выбору профессии. Тренинговая работа - одно из любимых мной направлений. И здесь я выступаю не только как психолог, но как творец (громко, но ёмко). Каждая группа не похожа на предыдущую. Требуется постоянная корректировка программы с учетом индивидуальных особенностей участников. Поэтому непрерывно приходится пополнять «багаж» своих инструментов из игропедагогики, коучинга и иных направлений. Но я стремлюсь к максимальной вовлеченности подростков в работу группы и четко отслеживаю результативность применяемыхметодик.

Подростковые группы - это источник моего вдохновения. Школьники меня мотивируют, «наполняют» своей энергией. Мне очень интересно наблюдать за их восприятием своего будущего, следить за изменениями, происходящими во время работы. Моя позиция, что мир будущего принадлежит молодым и моя задача сопровождать их на пути определения своего места в этом мире.

Третий блок моей работы - профориентационные проекты. Несколько лет назад я поняла, что могу успешно совмещать свой опыт социального проектирования и экспертной позиции в профориентации. В тоже время у меня оставалась нереализованной потребность в оказании благотворительной помощи. Мне хотелось работать с теми подростками, которые имеют низкие стартовые возможности. К ним я отношу детей-сирот и опекаемых, а также молодых людей, находящихся в социально-опасном положении.

В случае, когда ребенок воспитывается не в семье, а в детском доме (или в иных ограниченных условиях), процесс профессионального самоопределения значительно осложняется. Это связано как с особенностями психического развития детей-сирот, так и с условиями организации их жизнедеятельности. При длительном нахождении в детском доме у подростка формируется позиция «сироты», т.е. инфантильный, несамостоятельный, ожидающий помощи, что впоследствии приводит к неспособности определить сферу своих интересов, неумению ориентироваться на рынке труда и искать работу. Кроме того, чаще всего дети-сироты проживают изолированно, что накладывает ограничения на знакомство с различными видами профессиональной деятельности. По статистике службы занятости населения именно выпускники детских домов чаще всего испытывают трудности при трудоустройстве, что в итоге может привести к развитию разных форм девиантного поведения.

Решение данной проблемы я видела во внедрении системы наставничества, что позволило бы закрепить детей-сирот за «значимым взрослым», который может поделиться с ними своим профессиональным опытом, расширить представления о своих способностях, оценить их профессиональные успехи, оказать поддержку при временном трудоустройстве.

Я стала продвигать свои идеи и свое виденье профориентационной работы для детей-сирот среди представителей общественных организаций. Нетворкинг работал и со временем я начала сотрудничать с НКО, занимающимися проблемами детей-сирот. Сейчас моя позиция звучит как «грантрайтер». Я занимаюсь разработкой и реализацией проектов (от подготовки заявки на грант - до его окончания) и выступаю в качестве привлеченного специалиста по профориентации (индивидуальное сопровождение участников, групповые занятия, подготовка наставников к работе с детьми-сиротами).

И эта работа - моя форма благотворительности. «Дать не рыбу, а удочку». Безусловно этот блок не приносит значимого дохода. Скорее ощущение «нужности» и важности того, что ты делаешь. Отдельный бонус - дополнительные компетенции. Подростки трудные - с не самым приятным жизненным опытом. Очень много времени уделяется психологической работе с эмоционально-волевой сферой и мотивацией. Возникающие задачи порой требуют нестандартных решений, внедрения совершенно новых инструментов работы.

Около года назад всерьез задумалась о позиционировании и продвижении своего профессионально бренда. Завела канал на Яндекс. Дзен «Пора работать», страницу в Instagram (proforient_emelchenkova) и Telegram-канал «Профориентация в Самаре». Пишу для родителей и специалистов, занимающихся профориентацией. Рассказываю о реализуемых программах и проектах. Но помимо продвижения, социальные сети - это дополнительная площадка для реализации моей миссии в профориентации: сделать процесс профессионального самоопределения для подростков и их родителей комфортным и увлекательным. Помимо прочего там же развиваю идеи ранней и непрерывной профориентации.

-2

Что хочется сказать в заключении. Я до сих пор не определилась с ответом на вопрос: «Где ты работаешь?». Для меня ценно каждое направление.Я собрала свою карьеру как «пазл» и пока не готова расстаться ни с одним из ее элементов. Я в полной мерее реализовала ценности свободы: сама ставлю себе задачи, сама определяю зоны развития.

Конечно при таком наборе ежедневных задач требуются просто фантастические навыки планирования. Обычно первая половина дня - это работа в учебных заведениях (мастер-классы в школах, ССУЗах, ВУЗах). Во второй половине стартуют групповые занятия и индивидуальные консультации. В появляющихся «окошках» пишу статьи для блога, работаю с электронной почтой и мессенджерами. Пятница - всегда методический день. День, когда готовлюсь к занятиям и встречам с клиентами.

В таком режиме необходимо постоянно быть собранной, использовать эффективно буквально каждую свободную минуту. Но как вы помните, другие роли для меня не менее важны. При планировании недели всегда оставляю неприкосновенными несколько вечеров и один выходной. И это время тоже требует качественного планирования и определенных компетенций.Но эта тема для совсем другой статьи.