Найти в Дзене
Христианство и смысл жизни

Сила воли в жизни христианина. Господство над грехом

Оглавление

«И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.» (Мф. 9: 15).

С 28 июня 2021 года у православных христиан начинается Петров пост, установленный в память о святых Апостолах Петре и Павле. Петров пост в этом году продлится две недели, с 28 июня по 11 июля. Продолжительность поста каждый год разная, в зависимости от даты Пасхи. Вслед за постом, 12 июля Православная церковь отмечает День Петра и Павла. Этот пост не такой строгий, как Великий, в некоторые дни разрешается рыба. В жизни христианина пост занимает важное место. Пост способствует молитве и приближению к Богу. Пост полезен для души и тела, способствует их очищению от страстей, поэтому Апостолы, святые отцы обязательно соблюдали пост: «сей же род изгоняется только молитвою и постом.» (Мф. 17: 21). Вести духовную жизнь, служить Богу, заниматься молитвой, а тем более приблизиться к Богу, без поста очень сложно, практически невозможно. Апостолы, служившие Господу, получавшие от Него откровения, постились. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.» (Деян. 13: 2-3). Моисей, когда получал заповеди от Господа на горе Синай, постился сорок дней. «Моисей вступил в средину облака и взошёл на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.» (Исх. 24: 18). «Все угодники Божии удостаиваются Божественных откровений, когда они постом отрешат себя от вещества, а чистой молитвой, освобожденным умом, не засоренным никакой мечтой, не развлекаемым никакой постороннею мыслью, предстанут в глубоком благоговении и мире невидимому и неведомому Богу.» Святитель Игнатий Брянчанинов. Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней в пустыне. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 1-4). И только после этого сорокадневного поста Господь начал проповедь Евангелия. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф. 4: 17).

Искушения Христа от дьявола в пустыне
Искушения Христа от дьявола в пустыне

Пост имеет духовные причины, и установлен он не людьми, а Самим Богом ещё с древних времён. Господь заповедал Израилю: «семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу.» (Исх. 13: 7). Соблюдение поста – это проявление послушания Богу и Церкви. Вспомним, что первым людям, Адаму и Еве Господь запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2: 16-17). Адам и Ева проявили непослушание Богу, за что и были изгнаны из рая: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;» (Быт. 3: 17-18). Пост предполагает ограничение каких-либо продуктов, обычно скоромной пищи. Пост – это добродетель, противоположная страсти чревоугодия. Страсть чревоугодия – это потакание своему телу во всём, когда тело преобладает над духом и душой, главенствует над ними, хотя оно должно служить для помощи человеку в деле спасения души, помогать ему служить Богу. Когда господствует плоть над душой и духом, то такой человек служит плоти и угодить Богу не может, потому что Бог – есть Дух. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4: 24). «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.» (Рим. 8: 6-8). Чтобы служить Богу, нужно господствовать над своей плотью и над грехом, живущим в ней. Ведь душа – Мария, переводится госпожа, а плоть раба. Чревоугодие же делает рабу (плоть) - госпожой, а душой повелевает, стремиться свергнуть с престола дух и самой стать царицей среди духа, души и тела. «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.» (Притчи 30: 21-23). Люди, которые, угождают своей плоти, думают, что свободны и живут, как они хотят, но сами, того, не понимая, становятся рабами греха, грех царствует над ними, плоть побеждает, они уподобляются несмысленным животным. «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.» (Фил. 3: 19). Здесь необходимо иметь силу воли, поступать, руководствуясь разумом, а не желаниями плоти, господствовать над грехом, чтобы поступать по духу. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал. 5: 16-17). Только так можно служить Богу: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10). Человек не бессловесное животное, он живёт не только хлебом: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 4). Если усилием воли, разумом господствуем над страстями, то поступаем разумно, как мудрые девы, а если потакаем своим страстям, то уподобляемся неразумным бессловесным животным: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.» (Псалом 48: 12). Поэтому нужно разумом, усилием воли господствовать над плотью, превращая плоть, как и положено в рабу, чтобы служить Богу: «но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.» (1-е Кор. 9: 27).

-3

Нужно развивать силу воли, воздерживаться от скоромного в дни поста, понуждать себя к этому, тем самым господствовать над этой страстью, над грехом, а не порабощаться плотью. Человек постящийся больше думает о духовном, плоть его истончается, он более приближается к миру духовному, становится бодрее, даже сна требуется меньше во время поста. А чрезмерное количество пищи, тем более скоромной делает тело тяжёлым, ум рассеивается на молитве. Пост – это подвиг, совершаемый ради Бога, и Господь даёт за это благодать Святого Духа, которая нам необходима, чтобы наследовать жизнь вечную. Как говорят святые отцы: «Отдай плоть и приими Дух». Что толку кормить только свою плоть, ведь она тленна, временна, а дух, душа вечны, нужно более для них стараться, чем для плоти. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнем, если не ослабеем.» (Гал. 6: 7-9). «...Нам приятна весна поста, потому что она успокоивает обыкновенно у нас волны не вод, но безумных пожеланий, и приготовляет нам венец не из цветов, но из <даров> духовной благодати...» Святитель Иоанн Златоуст. Изначально Адам и Ева имели другие тела, более тонкие, их тела огрубели после грехопадения. А тело христиан, верных Господу, в будущем веке будет нетленным, как тело Господа Иисуса Христа, в котором Он воскрес. Отказ от скоромной пищи, хотя бы на время поста необходим, чтобы плоть истончалась, чтобы человек приближался к духовному миру и к Богу. Ведь Адам с Евой, когда жили в Едемском саду, пребывали в общении с Господом, вообще не ели мясо, а только растительную пищу. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу;» (Быт. 1: 29). Есть мясо людям было разрешено позже, уже после потопа. Отказ от определённой пищи, требует усилия воли, но это послушание Богу и Церкви, и за это обязательно последует награда от Господа в будущем веке, а может уже и в этом. За верность Богу Господь даёт венцы нетленные. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10). Но сначала нужно сохранять верность хотя бы в малом, например, соблюдать пост, постные дни, установленные Церковью. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10).

-4

Господство над грехом, послушание Богу, необходимо не только в отношении соблюдения постов, в отношении ограничения в еде, но и в других делах. Пост должен быть не только телесный, но и душевный. А именно: воздержание от многословия, осуждения, ссор с людьми, сплетен, различных развлечений и др. Также, часто молитве, например, препятствует лень. Её тоже нужно преодолевать, господствуя над грехом. Любой грех зарождается сначала в мысли. Например, у Каина сначала зародилась мысль – убить своего брата Авеля, если бы он отсёк её, боролся бы с ней, то не убил бы. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твоё? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.» (Быт. 4: 6-8). Если во всём потакать себе, своим страстям, то не войти в Царство Небесное: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.» (1-е Кор. 6: 9-13). Чтобы грех не господствовал над нами, необходимо отречься себя, своих греховных желаний, отречься своей злой воли, подчиниться заповеди Божией, выбрав послушание Богу: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 24-26). Надо внимать слову Господа и господствовать над грехом, отсекать все мысли греховные, и таким образом побеждать. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откр. 21: 7).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!