И даже провожу пешие экскурсии к «ласточкиной горе».
Интересная штука – жизнь. Никогда не знаешь, каким боком к тебе завтра повернётся, какие двери приоткроет, какие новые горизонты покажет и куда вообще занесёт.
Я уже говорила, что мозг человеческий всегда пытается своего хозяина обмануть? И вас, и меня – всех. Говорила. Ссылки на статьи прикреплю ниже, если интересно.
А в этой истории мой мозг меня обманул дважды. Возможно и больше, но пока отметила два факта. О чем речь? О птичках!
Вот скажите, кого вы представляете, когда слышите слово ласточка?
Картинка, которая хранилась в моей голове, неразрывно связана с детскими сказками. Это – маленькая птичка с длинными крыльями и очень длинным V-образным хвостом, похожим на вилку для морепродуктов или фруктов.
Позвольте мне поумничать сейчас, после кучи изученной информации. Орнитологи эту «вилку» – рулевые перья на хвосте – называют косицами.
Кроме того, живут они рядом с людьми. И строят свои гнёзда из грязи и глины в укромных уголках человеческих домов – под крышами, под балконами, карнизами... То ли в форме широкой чашечки, то ли в фоме кувшина с узким горлышком.
Всё-ё. Это были все мои знания о ласточках ещё месяц назад.
В Сибири я не видела ни длиннохвостых красоток, ни подобных гнёзд. Наверняка где-нибудь и есть такие птицы, а для меня они остались в сказках и детских воспоминаниях.
Поэтому встреча с несколькими сотнями пернатых на берегу Оби не зародила даже и тени сомнения, что это могут быть ласточки.
Конечно, нет. Они же БЕЗ длинного хвоста. И живут, страшно сказать, в каких-то норах.
«Возможно, это стрижи, – начал генерить идеи мозг.– Которым надоели наши каменные джунгли и они решили организовать эко-поселение в песчаной куче подальше от людей»
Но если я чего-то не знаю, это значит, что этого «чего-то» нет только в моей голове!
А вот ласточки-то как раз в Сибири есть. И из десятков разных видов у нас их, оказывается, – три. Это самые известные в России – городская (воронок), деревенская (касатка) и береговая (береговушка).
Те, что жили в моей голове – из иллюстраций к сказкам – касатки. Только у них такие длинные и тонкие хвостики с косицами. И их домики в деревнях под крышами изб и сараев похожи на большую чашку. Из неё одновременно все пять-шесть птенцов выглядывают, родителей с едой поджидают.
Городские ласточки-воронки строят гнёзда более глубокие и закрытые, как пузатый кувшин с маленьким горлышком. Пама с мамой поочереди ныряют в этот кувшин и уже там, внутри, кормят своих малышей.
А те, с кем познакомилась я, ласточки-береговушки – самые маленькие из ласточек. У них нет косиц на хвосте. И живут они не в глиняных гнёздах, а в узких и глубоких 1-1,5 метровых норах целыми колониями на крутых обрывах у воды.
И это вовсе не стрижи, как считают многие. Даже по внешним признакам легко отличить.
- Стриж – чёрный, а береговушки белое брюшко.
- Стрижи летают очень высоко над крышами многоэтажек, а береговушки чаще не выше 5-10 метров над водой.
- Стрижи очень часто взмахивают крыльями, тогда как береговушки могут и парить, расправив крылья, и лететь, сложив их, как пулька.
- Стрижи очень громкие и их постоянный писк кого-то даже раздражает. Береговушки все свои новости перечирикивают быстро и замолкают. И щебечут весьма забавно.
Подумать только, ещё месяц назад я знать не знала, что в Сибири живут ласточки. А сейчас погрузилась в их жизнь настолько, что вожу экскурсии к этим милым созданиям. И рассказываю всё, что удалось найти на просторах орнитологических сайтов.
О начале их семейной жизни. Как будущий папа роет норку и уже ею заинтересовывает будущую маму. И потом вместе они завершают благоустройство дома.
Об ответственном родительстве. Как заботятся о своих малышах, которые вылупляются крошечными, слепыми, голенькими и постоянно требуют кушать. Их птенцы – настоящие обжоры. Три недели родители приносят им еду 200-300 раз в сутки. По наблюдениям орнитологов перерыв между двумя кормлениями одной птички составляет 5-6 минут. А птенцов в гнезде обычно 4-5.
Об сложном первом годе жизни. Оказывается, около 15% процентов яиц остаются просто скорлупой. Далеко не все появившиеся на свет доживают до первого полёта – многое зависит от родительской опеки, количества корма и погоды.
После того, как детки улетают из родительского гнезда – риски увеличиваются в разы. По данным ученых до второго года доживают всего 17-40% ласточек.
Об их непростых путешествиях за тридевять земель. Какие опасности поджидают по дороге в теплые африканские края. Почти половина взрослых ласточек погибает из-за непогоды, голода, хищников. Или от несчастных случаев, разбиваясь о стеклянные фасады зданий.
Об их природной памяти. Как мгновенно они находят свою норку среди сотен других. И как хорошо помнят место своего дома после возвращения из Африки. От 50 до 75% взрослых птиц весной обустраиваются в колониях, в которых они гнездились в прошлом году.
А ещё о том, что в других странах целые программы существуют для привлечения этих краснокнижных птиц на гнездования. Даже жильём обеспечивают.
Городским ласточкам – искусственные домики обустраивают. Береговым – из песка «замки» строят. В Британии в графстве Суррей сотрудники Surrey Wildlife Trust спрессовали 400 тонн песка, чтобы у ласточек появилось место для нового дома.
Только в столице Сибири... ждут не дождутся, когда береговушки птенцов выкормят, чтобы разобрать эту ласточкину гору в центре города. Им великодушно разрешили пожить пару месяцев в строительном песке, а дальше – летите прочь.
Может, есть смысл сказать природе «Спасибо» и попытаться сохранить этот подарок природы?
Ведь не одну меня они заинтересовали. Незнакомые люди пишут в личку, дорогу спрашивают. Познакомиться хотят с береговушками, пока эти красавицы здесь, в городе.
Посмотреть в парке на десяток птиц у кормушки – это одно. А наблюдать тихонько за сотнями семей, за их жизнью – совсем другое. И всё это чудо в нескольких минутах ходьбы от метро.
А на днях на «ласточкиной горе» случилось событие – прибавление в сотнях пернатых семействах. Ура! Они вылупились! То есть начали дружно вылупляться. Как раз, как я и рассчитывала, начитавшись интернета, – к концу июня.
Как об этом событии узнала? Проверила. Но не гнёзда, конечно, а подножье горы. Обычно родители выбрасывают скорлупу из норы. Логично. Зачем мусор дома хранить. Значит, она должна появиться под горой.
Правда, тут пришлось столкнуться со второй кривой картинкой моего мозга. Я переживала, что у подножья не смогу среди мелкой гальки и обломков ракушек распознать ласточкину скорлупу.
В моей голове она выглядела, как раскрошенная скорлупа куриного яйца...
А там была вот какая красота. Ну, конечно! Ребёнок же не взрывает её изнутри. Ему достаточно открыть свой временный домик и выбраться наружу.
И смешно, и грустно стало. Такая взрослая, а не знала. И даже не задумалась. Как раз потому, что никогда не видела, в моей голове и не было этой картинки. Была другая – мелкие крошки скорлупы от вареного куриного яйца. Эту картинку мозг быстро нашёл на пыльных полках памяти и подтянул под ситуацию.
Но это – лирика про ленивый мозг, который постоянно пытается обмануть своего хозяина. Об похожих ошибках и Почему всё не так, как кажется я недавно рассказывала. И почему У каждого в голове свои картинки, свои «собачки»
Что же касается береговушек – всё идёт своим чередом.
Через 2 недели можно уже будет наблюдать, как подросшие малыши встречают родителей у входа. А чуть позже – как делают первые шаги к соседним норкам и первые взмахи окрепшими крылышками.
Я не орнитолог, не зоозащитник, а просто человек, которого не оставляет идея сохранить эту «ласточкину гору» в центре мегаполиса. Не только до конца лета, но и на будущее.
Только, как это сделать... Можно ли? Реально ли? Если есть мысли – пишите обязательно.
Ставьте 👍, если ласточкина история вам понравилась. Делитесь с друзьями.
Подписывайтесь на канал «Странные мы люди»
Все фото в статье из личного архива. Знаю, что не совсем четкие – поймать шустрых береговушек камерой смартфона не так-то просто. Но в любом случае, вы их теперь узнаете. 😊
А для тех, кто не сможет сходить к ним в гости – небольшое видео, снятое в начале июня.