Очень часто тема духовного развития, просветления и пробуждения рассматривается как вполне самодостаточный процесс и самоцель.
В литературе на эту тему даются множественные советы, как «правильно» развиваться: рассказывается о системе чакр, о методике поднятия кундалини, о медитациях или йоге различных видов. О перепросмотре, стирании личной истории или методиках трансерфинга и выстраивании максимально комфортного жизненного сценария.
Часто можно услышать, откажись от мяса и тяжелой пищи, перестань сквернословить, начни мыслить позитивно и тогда…твоя жизнь наполнится смыслом, счастьем, духовностью (нужное подчеркнуть).
Но мало кто пишет, для чего же реально все это нужно.
Нет, есть конечно идеи, что за все потом воздастся если не в этой, то в следующей или даже в загробной жизни. Поэтому, кто-то мечтает попасть в рай, кто-то стремится прервать череду воплощений, а кому-то нужно во что бы то ни стало стремиться очистить карму.
Как правило все эти направления выбирает наш обусловленный Ум, который все рассматривает с точки зрения функционирования телесности.
«Вот стану я хорошим и тогда у меня все будет так, как хочется.»
Часто путь духовности приводит к раздуванию собственного Эго и взгляду сверху вниз на «обывателей», или «биороботов», или «стадо овец», как обычно принято в среде современных «пробужденных» называть людей, живущих своей обычной человеческой жизнью.
Я начала рассказывать историю настоящей просветленной Еше Цогьял, чтобы показать какова цель духовного развития.
Именно буддизм отвечает на этот вопрос максимально просто, четко и конкретно.
После трудных аскез Тела, Ума и Речи, очищения и овладения энергиями всех тонких тел Великий Учитель Гуру Ринпоче дал Еше следующее наставление:
Практикуй аскезу бескорыстной доброты,
Действуя на благо другим,
Помогай им, молись за них, как учит махаяна,
Не думая о собственной жизни и здоровье.
Практикуй аскезу сострадания
С равной любовью к собственному дитя и врагу,
К золоту и к кому земли-
Дорожа другими больше, чем сама собой.
Так ты будешь воплощать Учение Будды,
И обретешь высочайшее чудо Великого Блаженства.
Поступая иначе, ты будешь ложным аскетом,
Точно такой, как индийские фанатики,
Хорошо пойми это, о дева из Карчена!
Итак, главной целью духовного развития, пробуждения, просветления являются деяния на благо живых существ.
Об этом говорится и в народной мудрости: «Суди не по словам, а по делам.»
Правда, Еше пришлось пройти очень сложные испытания и на этом пути. Она была по характеру максималистка и во все аскезы погружалась с полной отдачей.
Вряд ли конечно, кто-то может повторить подобные подвиги. Но мне кажется эти истории, как притчи должны воздействовать на наше воображение и рождать то самое чувство сострадания, о котором говорит Будда.
Когда Еше начала практиковать аскезы бескорыстной доброты и сострадания, бог Индра и наг Нанда решили подвергнуть ее испытанию.
Однажды к ее пещере принесли хромого человека.
Как объяснили его спутники, царь незаслуженно наказал его и приказал вырвать ему коленные чашечки.
И они пришли к ней с вопросом, может ли она отдать ему свои колени?
Глубокое сострадание охватило Еше и она ответила:
-Я дам все, что вам нужно. Подойдите и возьмите. Я дала своему Гуру обещание, что буду помогать существам телом, речью и умом.
Пришедшие сказали:
-Чтобы забрать колени, нам придется нанести глубокие раны. Наверное, ты будешь ужасно страдать.
-Это не имеет никакого значения, -ответила бесстрашная Еше Цогьял.- Берите их.
Дальше следует очень физиологичное описание средневековой операции.
Мужчины сделали надрезы крест-накрест на ее коленях и вынули чашечки. Они вышли наружу с громким щелчком. Круглые и красные лежали они перед ней. И тут бесстрашная тибетка чуть не потеряла сознание, но овладев собой сказала:
-Возьмите свои коленные чашечки.
И люди радостно удалились.
Когда же ее колени зажили, пришел один прокаженный. Самый ужасный из всех в своем безобразии. Кровь и гной сочились из всего его тела, а нос отвалился, оставив зияющую рану.
Зловоние распространялось от него на целую милю, и он мог только рыдать.
Цогьял попыталась его урезонить, напомнив, что любая болезнь следствие прошлых поступков.
Но прокаженный рыдал не из-за физических уродств. Своей бедой он считал то, что жена бросила его и нашла себе другого мужчину.
К Еше он пришел с просьбой стать его женщиной, раз она живет теперь только на благо других существ.
И Еше согласилась быть ему доброй женой. Она стала жить с ним и исполнять все его требования.
Кроме того, к ней продолжали идти люди и просить отдать им ее кожу, для ритуального мешка, глаза, голову, руки, ноги, язык и прочее.
И она отдавала все это им с радостными молитвами.
Спустя время к ней явился Индра и поднес то, что обычно дарят небожителям: одеяния, сосуд с амритой (напитком бессмертных) и семь небесных богатств.
И после этого тело ее стало, как и прежде, совершенно невредимым.
Тогда прокаженный преобразился в нага Нанду и насыпал перед доброй и сострадательной Еше гору непостижимых богатств нагов.
И после этого Цогьял продолжала совершать благие деяния на благо существ всех миров.
В ее речи ученикам сангхи своими основными заслугами она считала помощь всем, кто в ней нуждался.
Для голодных я была горой еды и всяких полезных вещей
И тем самым доставляла им радость.
Для озябших и замерзающих я была огнем
И теплом солнца на радость им.
Для бедных и нуждающихся я была богатством
И сокровищами на радость им.
Для раздетых я была одеждой на радость им.
Для бездетных я была сыновьями и дочерями
На радость им.
Для тех кто желал волшебных сил, я давала искусность
В восьми великих сиддхи на радость им.
Она была красивой девушкой для тех, кто страстно желал женщину, для больных-лекарством, для нуждающихся в помощи-заботливым другом, для жертв стихий- избавлением, для незрячих-глазами, для хромых-ногами, для немых-языком. Страшащимся смерти она даровала бессмертие, умирающих-вела по пути переноса, блуждающим в бардо-путеводным огнем. Во все нижние миры она несла освобождение, защиту и радость.
Везде, где есть пространство, оно наполнено,
Пятью элементами,
Везде, где есть пять элементов, обитают живые существа,
Везде, где есть живые существа, есть карма и омрачения,
Везде, где есть омрачения, есть сострадание.
Везде, где есть потребность существ, там есть я,
Чтобы помогать им.
Так двадцать лет оставалась она в своей пещере иногда бывая зримой, а иногда нет.
Более подробно о пути великой женщины, принцессы Тибета, жены Падмасамбхавы и распространителя учения Будды можно прочитать в книге Супруга Лотосорожденного. Жизнь и просветление Еше Цогьял.
Предыдущие статьи о духовном пути Еше можно прочитать кликая на названия статей
Легко ли стать просветленным и пробужденным
Может ли женщина стать просветленной. Жизнь Еше Цогьял
Тяжелый путь к просветленности. Аскезы Речи
Аскезы Ума или погружение в мир Иллюзии.
Друзья, подписывайтесь на мой канал, и не забывайте ставить палец вверх. Это очень стимулирует продолжать писать для вас.
Мои личные истории о путешествиях во времени можно узнать, используя Навигатор.
А также можно прочитать иные статьи по теме йога сна и сновидений
Три разновидности сновидений в йоге сна
Путешествия в миры сновидений. Шесть миров тибетского буддизма
Адские миры и миры голодных духов (претов) в сновидениях. Опыт сновиденных путешествий
Животный мир и мир людей в наших сновидениях