Найти тему
Ника Марш

Мода на "положение"

Дама сердца герцога Бургундского, прекрасная Жанна, носила дитя. Но вместо того, чтобы скрывать этот факт, она старательного его подчёркивала: даже подкладывала валики под платье, чтобы живот казался внушительнее. Глядя на неё, цветущую и здоровую, законная жена герцога только вздыхала. Ей не удалось подарить Филиппу III сына. А Жанна сделала это. И стремлением обозначить свой особый статус при бургундском Дворе, ввела моду «на положение».

иллюстрация Альфонса Мухи
иллюстрация Альфонса Мухи

В пятнадцатом веке бургундский Двор был одним из самых модных и богатых в Европе. Здесь работали прекрасные художники и скульпторы, сюда приглашали лучших поэтов и самых известных ювелиров. В Брюсселе и Брюгге часто устраивали рыцарские турниры и воспевали прекрасных дам. Всё, что становилось популярным при Филиппе III, правителе обширных земель, завоёвывало поклонников и в других королевствах. И покрой платьев в том числе!

Добавим к этому особое почитание Девы Марии, которое также присутствовало у бургундцев. Многочисленные полотна, изображающие Святую Деву, украшали дворцы герцога. А Мария была известнейшей матерью в истории. Так что дамам XV столетия было с кого брать пример. В тот момент им всем хотелось казаться «в положении».

Дева Мария в ожидании ребёнка
Дева Мария в ожидании ребёнка

Конечно, материнство было совершенно обыденным явлением той поры: к алтарю шли рано, детей в семьях бывало помногу… Однако прежде это не пытались так явно подчеркнуть и даже выпятить. А теперь модницы старались изо всех сил. Появились придворные платья с высокой талией и так искусно задрапированные, что любой женщине в них можно было задать вопрос: «Когда ожидается прибавление в семействе?». И получить в ответ загадочную улыбку.

Даже юные и незамужние невольно поддались этой моде. Платья «с животиком» носили абсолютно все. Эдакий турнюр наоборот. Художник Ян Ван Эйк, творивший при Дворе бургундского герцога, написал немало женских образов в таком интересном виде. Но и у Сандро Боттичелли, живущего за много миль от Филиппа Третьего, дамы на полотнах часто имеют вполне понятные округлости.

фрагмент полотна С.Боттичелли
фрагмент полотна С.Боттичелли

Плодовитость дамы была важным качеством для знатных семей. А вот Мишель Французская, первая жена бургундского герцога, произвела на свет только одну девочку, и та прожила недолго. Но Жанна де Прель, возлюбленная Филиппа III, одарила его первым сыном. Мальчика назвали Антуаном, Великим Бастардом Бургундским, и по иронии судьбы он пережил всех своих законных братьев, появившихся у его отца от второй и третьей жены (Мишель умерла на следующий год после рождения бастарда своего мужа).

Надев платье с драпировками, женщина словно говорила окружающим: относитесь ко мне аккуратнее, внимательнее! В ту эпоху хватало войн, но дама «в положении» вызывала уважение даже у захватчиков.

Только продлилась эта мода совсем недолго. Уже в конце XV века покрой платья сильно изменился, а затем пришла пора жестких каркасов и плотно облегающих лифов. О струящихся складках вспоминали со вздохом – в них будущим матерям было намного удобнее.

Мария Бургундская читает книгу, картина была написана спустя короткое время после смерти ее отца, герцога Карла Смелого
Мария Бургундская читает книгу, картина была написана спустя короткое время после смерти ее отца, герцога Карла Смелого

И бургундский Двор исчез. Единственной законной наследницей богатств Филиппа III стала его внучка, Мария, которая вышла замуж за Максимилиана Габсбурга. Но и она прожила недолго – в 25 лет неудачно упала с лошади во время соколиной охоты. Суверенное герцогство стало частью обширных владений Габсбургов. Время бургундцев прошло навсегда.

#наука #семейные отношения #франция #императоры #женщины

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!