Дама сердца герцога Бургундского, прекрасная Жанна, носила дитя. Но вместо того, чтобы скрывать этот факт, она старательного его подчёркивала: даже подкладывала валики под платье, чтобы живот казался внушительнее. Глядя на неё, цветущую и здоровую, законная жена герцога только вздыхала. Ей не удалось подарить Филиппу III сына. А Жанна сделала это. И стремлением обозначить свой особый статус при бургундском Дворе, ввела моду «на положение».
В пятнадцатом веке бургундский Двор был одним из самых модных и богатых в Европе. Здесь работали прекрасные художники и скульпторы, сюда приглашали лучших поэтов и самых известных ювелиров. В Брюсселе и Брюгге часто устраивали рыцарские турниры и воспевали прекрасных дам. Всё, что становилось популярным при Филиппе III, правителе обширных земель, завоёвывало поклонников и в других королевствах. И покрой платьев в том числе!
Добавим к этому особое почитание Девы Марии, которое также присутствовало у бургундцев. Многочисленные полотна, изображающие Святую Деву, украшали дворцы герцога. А Мария была известнейшей матерью в истории. Так что дамам XV столетия было с кого брать пример. В тот момент им всем хотелось казаться «в положении».
Конечно, материнство было совершенно обыденным явлением той поры: к алтарю шли рано, детей в семьях бывало помногу… Однако прежде это не пытались так явно подчеркнуть и даже выпятить. А теперь модницы старались изо всех сил. Появились придворные платья с высокой талией и так искусно задрапированные, что любой женщине в них можно было задать вопрос: «Когда ожидается прибавление в семействе?». И получить в ответ загадочную улыбку.
Даже юные и незамужние невольно поддались этой моде. Платья «с животиком» носили абсолютно все. Эдакий турнюр наоборот. Художник Ян Ван Эйк, творивший при Дворе бургундского герцога, написал немало женских образов в таком интересном виде. Но и у Сандро Боттичелли, живущего за много миль от Филиппа Третьего, дамы на полотнах часто имеют вполне понятные округлости.
Плодовитость дамы была важным качеством для знатных семей. А вот Мишель Французская, первая жена бургундского герцога, произвела на свет только одну девочку, и та прожила недолго. Но Жанна де Прель, возлюбленная Филиппа III, одарила его первым сыном. Мальчика назвали Антуаном, Великим Бастардом Бургундским, и по иронии судьбы он пережил всех своих законных братьев, появившихся у его отца от второй и третьей жены (Мишель умерла на следующий год после рождения бастарда своего мужа).
Надев платье с драпировками, женщина словно говорила окружающим: относитесь ко мне аккуратнее, внимательнее! В ту эпоху хватало войн, но дама «в положении» вызывала уважение даже у захватчиков.
Только продлилась эта мода совсем недолго. Уже в конце XV века покрой платья сильно изменился, а затем пришла пора жестких каркасов и плотно облегающих лифов. О струящихся складках вспоминали со вздохом – в них будущим матерям было намного удобнее.
И бургундский Двор исчез. Единственной законной наследницей богатств Филиппа III стала его внучка, Мария, которая вышла замуж за Максимилиана Габсбурга. Но и она прожила недолго – в 25 лет неудачно упала с лошади во время соколиной охоты. Суверенное герцогство стало частью обширных владений Габсбургов. Время бургундцев прошло навсегда.
#наука #семейные отношения #франция #императоры #женщины
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!