По результатам боев в Италии Пирр сделал важные выводы: для победы над Римом нужен крепкий тыл, крепкие финансы и крепкая армия, обученная и своевременно пополняемая. Всего этого у него не было и в ближайшее время не предвиделось. А Пирр был нетерпеливым человеком по своей натуре. Поэтому, осознав невозможность победы над Римом в ближайшей перспективе, а ведь он собирался в Италию на одну-две кампании для разгрома местных варваров, эпирский царь решил откликнуться на мольбы сицилийских греков о помощи.
Кампания на Сицилии.
Остров Сицилию, как и побережье Италии, издревле заселили греки-колонисты. Но остров привлек внимание Карфагена, которому в VI веке до н.э. удалось закрепиться на западе острова в города-портах Лилибей и Дрепан. Однако карфагеняне стремились прибрать к рукам весь остров и периодически нападали на сицилийских греков, которые обращались за помощью к метрополии. После смерти Агафокла Сицилийского (первым мужем его дочери Ланиссы был как раз Пирр) на острове вспыхнула гражданская война, чем воспользовались пуны и захватив большую часть острова, приступили к осаде Сиракуз. В этих условиях и обратились сицилийские греки за помощью к эпирскому царю.
Понимая, что в ближайшей перспективе перелома в ходе войны в Италии не добиться, Пирр решил провести молниеносную кампанию на Сицилии. Ему, видимо, удалось договориться с Римом о чем-то вроде перемирия, по крайней мере, ему не мешали грузить экспедиционный корпус на корабли. Рим, конечно был рад избавиться от эпирского царя, кроме того, Рим и Карфаген даже заключили союз против Пирра.
В Италии Пирр оставил свои основные силы, в Таренте под командованием военачальника Милона, в Локрах - под управлением своего сына Александра. С собой царь взял только 8000 пехоты и слонов.
Немного о карфагенской армии. В описываемый период Карфаген обладал мощным флотом, а на суше сражались в основном наемники - кельты и иберийцы.
Главным оружием кельтов был длинный прямой меч, для рубящих, а не колющих ударов, который мог быть дополнен топором, защиту составлял почти ростовой щит и шлем.
Иберийцы обычно поставляли легкую пехоту - метателей дротиков и знаменитых балеарских пращников, а также отряды мечников, вооруженных мечами-фалькатами или прямыми мечами, из которого позднее получился римский гладиус.
И вот летом 278 г. до н.э. , обманув блокирующие эскадры карфагенян, Пирр высадился не в Сирукузах, а в Тавроментии и направился к Сиракузам. Его поход превратился в триумфальное шествие, города перед ним открывали ворота, а пунийцы сняли осаду Сиракуз и отошли. Освободив за летнюю кампанию почти весь остров и разбив разбойничьи шайки бывших наемников-марметинцев, Пирр к следующему году собрал армию из почти 30 тыс. человек, и начал зачищать западное побережье от карфагенян. Первым объектом для атаки стал город-порт Эрикс, который не смог взять Агафокл Сицилийский. Город Эрикс был назван в честь могучего сына Афродиты, который не побоялся вызвать на кулачный бой самого Гаракла и был им убит. По счастливому совпадению, династия эпирского царя вела свой род как раз от Геракла.
Так как условия местности не позволяли использовать осадную технику, город был взят прямым штурмом. Первым на стену взобрался сам Пирр и пока к нему не пришли на помощь, он, по словам Плутарха «нагромоздив вокруг себя груды мертвых тел, сам остался невредим».
После победы в честь Геракла были устроен грандиозный праздник и принесены богатые жертвоприношения.
Таким образом, к концу кампании у пунийцев на острове осталось только два города, Мессана - на востоке и Лилибей - на западе, которые являлись портами и в которых могли высадится карфагенские или римские войска. Так как армия Пирра находилась рядом с Лилибеем, он решил начать с этого города.
Но карфагеняне успели усилить гарнизон города и снабдить его самым необходимым. Кроме того, они господствовали на море и могли помогать осажденным. Сам город имел выход к морю был хорошо укреплен.
После ряда неудачных попыток взять хорошо укрепленный город прямым штурмом, Пирр приказал сиракузким механикам изготовить большое количество камнеметов и стрелометов. чтобы с их помощью сбить защитников со стен и взять город штурмом. Но когда необходимые механизмы были изготовлены, оказалось, что в ближайших арсеналах нет необходимых боеприпасов(стрел и камней). Искомое пришлось вести аж из Сиракуз, но и там этих боеприпасов оказалось слишком мало, сказалась продолжительная гражданская война. Пока в походных кузнях ковались необходимые стрелы и тесались камни, царские инженеры пытались провести подкоп под крепостные стены, но грунт оказался настолько каменистым, что им не удалось спуститься глубже крепостного рва. После двух месяцев осады, уже осенью, Пирр приказал отступать на зимние квартиры.
Через тридцать лет уже римляне почти ДЕВЯТЬ ЛЕТ безуспешно осаждали Лилибей, который достался им только после победоносного завершения
Первой Пунической войны.
Пирр решил не заморачиваться с одним хорошо укрепленным вражеским городом, а перенести боевые действия в Африку, на территорию непосредственно Карфагена. Эту идею он почерпнул из удачного похода Агафокла Сицилийского, который в 310 г. до н.э. высадился в Африке с малыми силами и несколько лет там успешно воевал. Но в отличие от сицилийского тирана, Пирр решил собрать для похода в Африку силы всей Сицилии.
Для данного грандиозного предприятия требовался грандиозный флот. Для его создания ввели новый военный налог и стали усиленно набирать новых солдат, кое-где и силой. Это стало последней каплей для сицилийских греков, которые уже не обладали необходимой пассионарностью, в отличие от тех же римлян. Поэтому, когда после ухода Пирра от Лилибея, карфагеняне начали свое, сначала осторожное наступление на восток, сицилийские греки стали массово переходить под власть пунийцев. Положение еще можно было спасти массовым террором, но Пирр не был способен на репрессии, он просто разочаровался в в местных и решил предоставить их своей судьбе.
И вот летом 276 г. до н.э Пирр, оставив в Сиракузах сильный гарнизон, со всей армией возвращается в Италию.
Армия Пирра насчитывала порядка 25 тыс. человек, среди которых было много завербованных на Сиракузах солдат. Но в Мессанском проливе флот Пирра попал в сильную бурю, был приведен в полный беспорядок, которым воспользовались пунийцы, нанеся эпиротам существенные потери. Пирр все же смог переправить в Италию своих слонов.
Но недалеко от побережья Италии его ждали примерно 10 тыс. мамертинцев, заблаговременно переправленных карфагенянами в Италию.
Мамертинцы объединились с наемниками из Регия и заперли горные проходы для выхода с побережья. Пирр лично возглавил атаку своей армии и прорвал заслон мамертинцев. Но когда самая боеспособная часть эпирской армии ушла вперед, наемники вновь ударили с двух сторон и отрезали тыловые части со слонами. В узких горных проходах слоны не могли помочь своей армии, а только усиливали беспорядок. Пришлось Пирру возвращаться для деблокирования своих частей. Марметинцы долго сдерживали его натиск и когда Пирр был ранен мечом в голову, телохранители отвели его для перевязки. Этим воспользовался предводитель наемников, боец огромного роста, он стал вызывать царя на поединок. Пирр растолкав приближенных, сразился с главным мамертинцем и согласно источникам просто развалил его на две части. После этого мамертинцы отхлынули и армия Пирра соединилась, потеряв только двух слонов.
Так в конце 276 г. до н. э. Пирр вновь оказался в Италии и вернулся в Тарент.
Продолжение здесь:
Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале.