Найти в Дзене
Планета Сибирь

Приключения немца на Байкале зимой. Рассказываю, что его удивило после спасения

Двигаться через торосы невероятно сложно. Фото Бориса Слепнева
Двигаться через торосы невероятно сложно. Фото Бориса Слепнева

Это была вторая попытка немца Вольфганга Кулова (Wolfgang Kulow) покорить Байкал, пройдя в одиночку от Листвянки до Северобайкальска. Не получилось. Гостю из Германии несказанно повезло встретить нашу группу в тот момент, когда он уже настолько замёрз, что не мог стянуть с себя перчатки. От усталости и хронического недосыпа его лицо приобрело серый цвет, хотя на Байкале даже зимой достаточно сильный солнечный загар.

Подобные эпизоды случаются как обычно не вовремя. Наша экспедиция по графику пришла в бухту Песчаную, где была запланирована ночевка в теплых домиках. Ответственные за ужин занялись своим делом, остальные пошли снимать закат, который обещал быть красочным.

Один из фотографов обратил внимание на некий объект, показавшийся со стороны бухты Бабушка. Объект двигался странно, несколько раз исчезал, вероятно падая. Тогда мы решили пойти навстречу, и не напрасно. Объектом оказался мужчина – иностранец с велосипедом, невнятно что-то бормочущий. От усталости и переохлаждения ему не удавалось даже изобразить дежурную улыбку, которой зарубежные гости одаривают при встрече.

Человек находился в полуобморочном состоянии. Его взяли под руки и повели в сторону домиков, велосипед катил уже человек из нашей команды. В домике мужчине помогли раздеться, укрыв теплым пледом. На нём была легкомысленная по байкальским меркам куртка, которая возможно защищала от ветра, но совсем не от мороза. На ноги натянули носки из собачьей шерсти.

Туристу налили крепкого чая, предложили шоколад. Вскоре он в прямом и переносном смысле ожил, начал связно говорить, выяснилось, что перед нами немец. За ужином он с удовольствием съел чашку гречневой каши с тушенкой. Выпив полрюмки, рассказал, что второй раз пытался добраться до Северобайкальска, но вернулся, дойдя лишь Хобоя – северной оконечности острова Ольхон.

Так выглядят подготовленные туристы. Фото Бориса Слепнева
Так выглядят подготовленные туристы. Фото Бориса Слепнева

Всю свою поклажу он вёз на велосипеде, рассчитывая быстрее доехать по гладкому льду. Однако каждый сезон лёд на Байкале встаёт по- разному. Там, где в прошлом году лежали гладкие, как зеркало поля, на этот раз образовались сплошные торосы, их забило снегом и участки стали труднопроходимыми. По торосам Вольфганг не мог ехать на велосипеде, пришлось его катить с грузом, а это отнимало много сил.

Вольфганг Кулов. Фото Бориса Слепнева
Вольфганг Кулов. Фото Бориса Слепнева

Боясь заблудиться, он держался близ береговой линии, где торосов больше всего. Необходимо было просто уйти от берега на 3-4 километра, и ехать по чистому полю в пункт назначения. Одного разговора с местным населением ему хватило бы, чтобы скорректировать маршрут. Ему просто подсказали бы, что целесообразнее доехать по земле на автомобиле до Малого моря, и оттуда взять курс на Северобайкальск, а на обратном пути пройти через Песчанку до Листвянки, если останутся силы конечно.

Кроме этого, велотуриста сильно затормозили становые трещины, которые он пытался обойти, а это невозможно. Трещина идёт от одного мыса к другому, и в такой ситуации один выход – перепрыгнуть или переползти её. Вольфганг планировал все время находиться на льду, устраивая холодные ночёвки, хотя подобного опыта не имел. В одну из ночей его накрыла Сарма – один из самых опасных байкальских ветров.

Ветром сорвало тент с нашего пикапа
Ветром сорвало тент с нашего пикапа

Экстремал не сумел поставить палатку и всю ночь провел под большим торосом. Он признался, что не смог уснуть ни на минуту. Фирменная одежда защищала от ветра, но оказалась бессильна перед морозами. Взятые с собой газовые баллоны перемерзли, ему не удавалось приготовить горячую еду, поэтому пришлось довольствоваться сухпайком. Опытные туристы обычно варят крепкий куриный бульон (говяжий не пойдет – быстро остывает, а свиной слишком жирный), заливают его в термос, а по дороге устраивают горячие перекусы, не тратя время на готовку еды.

Ночевка в Заворотной
Ночевка в Заворотной

Одиночные походы по Байкалу слишком опасны. Во-первых, легко заблудиться на льду. Иногда кажется, что до берега рукой подать, а до него может быть 15-20 километров. На льду можно поскользнуться, подвернуть или даже сломать ногу. За торосами человека не видно совсем, ползти по ним невероятно сложно.

Когда мы рассказали, как смогли, гостю из Германии о всех ошибках, которые он допустил, и всех опасностях, которые его поджидали впереди, он картинно схватился за голову. Но от идеи покорить Байкал не отказался, сказав на прощание, что снимет номер в гостинице, все обдумает и вновь возьмет курс на Северобайкальск. Надеюсь, третья попытка окажется для него удачной.

Справедливости ради скажу, что встречались и подготовленные туристы из-за рубежа. Так в районе бухты Заворотной встретилась пара из Ирландии. Мужчину зовут Майк Оши (Mike O Shea), он из Ирландии, имя спутницы О. Лири. Пара двигалась пешком также до Северобайкальска, таща за собой нарты с поклажей. На момент нашей встречи они были уже 15 дней в пути, чувствовали себя отлично. Особенно весел был мужчина. Позднее в Сети я нашел ролик, на котором он лежит на нартах, а спутница их толкает по льду…

Как выяснилось позднее, Байкал для Оши являлся одним из этапов долгосрочной экспедиции «Ледяной проект», пара провела на озере 28 дней, преодолев 640 километров.

Понравился материал – ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Планета Сибирь»