Начнём сразу с видео!
Не знаю, как у вас, но моя первая реакция: «Как он это сделал? Как он так точно рассчитал время, что просеменить через всю сцену, потом обратно к микрофону и успеть вступить с бэк-вокалом?»
А ещё на первый взгляд эта проходка кажется странной и даже немного комичной, но ведь глаз не оторвать! Харизма просто зашкаливает.
Несмотря на мою любовь к нью-вейву, группа «Japan» когда-то прошла для меня особо не замеченной. Так бывает, не всегда получается вдумчиво остановиться и расслышать волшебство. Уже позже, изучая форумы бас-гитаристов, я выяснил, что Мик Карн для них абсолютно культовая фигура. И вернулся к творчеству «Japan», на этот раз получив несравненное удовольствие.
Безладовый бас Карна, его манеру игры на инструменте сравнивали… да-да, с любовными утехами китов. Скользящие как будто по водной глади звуки, гладящие тебя плавниками утробные гулы, странные, неземные гармонии, то дикие и взрывные пассажи, то, наоборот, минималистичные и нежные.
И, конечно же, паузы. Как у любого настоящего музыканта, то, что Карн не сыграл, было также важно, как то, что он сыграл.
Как он сам говорил: «Я полагаюсь на свой слух и чутье. Если мне кажется, что то, что я играю, правильно, подходит моменту, я продолжаю, даже если считается, что так нельзя».
Есть и ещё пара секретов. В детстве Мик играл на скрипке. А потом в школьном оркестре – на фаготе. Но случилось так, что его фагот украли, а школа отказалась покупать ему новый. Поэтому Мик решил купить бас-гитару. И это была любовь с первого взгляда. Попадание в самое яблочко.
«Я пытался играть на басу, как на скрипке. Со всеми этими бендами и слайдами. Кроме того, до бас-гитары я играл на фаготе. А он, несмотря на то, что тоже басовый инструмент, играет, как правило, основную мелодию. Я хотел также. Меня бесило, что басисты обычно в тени, где-то на задворках. Я хотел, чтобы то, что я играю, было слышно».
И его было слышно! Именно басовые линии Карна по сути связывали бесформенные, воздушные, как будто эльфийские композиции «Japan». Бас был ядром звучания группы. Не говоря о том, что во многом именно безладовый инструмент Карна делал музыку уникальной на фоне десятка других синти-поп групп.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать про неповторимый стиль Мика. Как сказал кто-то, так мог выглядеть басист из «Бегущего по лезвию», если бы он там был.
Причём, по словам вокалиста «Japan» Дэвида Сильвиана, в отличие от многих других коммерческих «новых романтиков», ребята так ходили каждый день. Сценический образ ничем не отличался от повседневного. Такое вот жизнетворчество.