Каждый хозяин пушистых (и не очень) любимцев однажды задается вопросом: а есть ли у животных душа? Ведь иногда животные чувствуют наше настроение. У них есть даже внешние эмоции: радость, злость.
Первая книга Ветхого Завета: что она говорит о душе животных
Земля по повелению и Слову Господа произвела живых тварей: животных и гадов.
Важно! Земля не обладает душой или «зародышами» живых существ. Эта манихейская ересь была оспорена Церковью.
И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду. И бысть тако. (Быт. 1:24)
Вывод: у животных есть душа!
Душа у животных есть, но какая она: смертная или вечная, как у человека
По этому вопросу высказывались разные святые отцы. Одни утверждали, что души животных разлагаются вместе с их телом, а другие сомневались в этом и приводили разумные доводы из Писания.
Предположение первое. Душа животных смертна
Святой Василий Великий прямо указывал, что душа животных из земли приходит и в землю уходит. Он приводит слова из Левита (17:14) , что душа живых тварей (кроме человека) равна их крови.
Таким образом, когда животное умирает, душа разлагается вместе с кровью. Вечная душа есть исключительно у человека, который сотворен по образу и подобию Божьему.
Предположение второе. Душа животных вечна, но она не похожа на душу людей
Другие святые отцы, памятуя о том, что Бог есть любовь, цитируют строки из Притчей Соломона. В них говорится, что Бог не мог создать такое явление как смерть. И раз Бог есть любовь, то Он не может быть радостным, когда что-либо живое умирает.
Весомым аргументом второго варианта являются слова пророка Исайи о том, что в Царстве Божием, Царстве Миссии никто не будет делать друг другу зла и хищники будут «есть солому». То есть вместе с праведниками будут жить и животные.
Апостол Павел пишет, что вся тварь живая сейчас обречена не по своему желанию, а по грехопадению человеческому. Человек как бы «увел» из рая и все, что ему подчинялось там. И все живое жаждет вернуться в рай, но зависит от Чад Божиих (людей).
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.