Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

А теперь о немецких авианесущих кораблях. Некоторые и в советском флоте послужили.

Все знают об эпических битвах американской и японской палубной авиации во Вторую мировую войну. А кто участники такой схватки впервые в истории?

Русские конечно, а противниками их были немецкие лётчики на Балтике в Первую мировую. Назвать авианосцами корабли, на которых базировались те и другие, можно с большой натяжкой. Мы теперь понимаем под этим термином корабли, способные выпускать самолёты и принимать их на свою палубу, что обуславливает их большие размеры. В то время в основном это были торговые суда, приспособленные для перевозки гидросамолётов, спуска их на воду и подъёма на борт после приводнения. Называли их авиатранспортами, гидротранспортами, вспомогательными гидрокрейсерами и ещё как на ум придёт.

По-немецки же это выглядело так: Flugzeugmutterschiff. Если боитесь сломать язык, даю транскрипцию - Флюгцойгмуттершифф. Имел же я удостоверение военного переводчика с немецкого языка :) Можно перевести как " корабль-матка самолётов".

С нашей стороны такой мамашей была "Орлица" - специально переоборудованный грузопассажирский пароход английской постройки:

На палубе были установлены два разборных ангара для гидропланов, в трюмах оборудованы хранилища авиационных ГСМ и бомб, а для ремонта самолетов в корме находились мастерские – моторная, слесарно-сборочная, деревообделочная и обтяжная. Самолеты поднимались и опускались на воду мачтовыми стрелами на электромоторах. Штатное «авиакрыло» «Орлицы» состояло из четырех гидропланов F.B.A. французского производства в ангарах, а пятый хранился в разобранном виде в трюме.

Противник с немецкой стороны был гораздо примитивнее. Британский пароход для перевозки угля на свою беду незадолго перед войной встал на докование в немецком Данциге и был конфискован сразу после её начала. В течение всего недели его превратили в авиатранспорт:

-2

Переоборудование было минимальным, самолёты хранились открыто, опускались на воду и поднимались на борт штатными грузовыми стрелами. "Glyndwr" - фамилия национального героя Уэльса, последнего валлийца, носившего титул принца Уэльского, организатора неудавшегося восстания против английского владения Уэльсом. Потом, и до сего дня, этот титул присваивается наследникам английского престола.

На момент упомянутого боя "Орлица" имела на вооружении гидросамолёты М-9

-3

"Glyndwr" в разное время нёс 2-4 Friedrichshafen FF-33H, Albatros B-2W или Rumpler Ru-4B.

На снимке Rumpler Ru-4B:

-4

Упомянутый бой произошёл 4 июля 1916 года, когда сошлись четыре наших гидросамолёта и четыре немецких. Два немца были сбиты и при допросе попавший в плен лётчик якобы сообщил, что это были самолёты с "Glyndwr". Это из наших источников.

А теперь, возможно, я вас расстрою, но на немецком сайте прочитал вот что: 4 июня 1915 года авиатранспорт подорвался на мине у Виндавы и был с трудом отбуксирован в Либаву. Ремонт длился полгода и 16 декабря 1915 г. корабль вернулся в строй, но в море не выходил и стоял в Либаве, где использовался как плавбаза при 4-й флотилии миноносцев. Пилоты морской авиации продолжали периодически использовать корабль, как учебный. 2 сентября 1916 был последний полёт бортового гидроплана, после чего на Балтике наступило долгое затишье. С 16 декабря 1916 г. судно перечислили в "судно сетевого заграждения".

Упоминания об этом бое нет.

Были в германском флоте и несколько других авиатранспортов, оборудованных уже подобно "Орлице". Ничего особенного они на свой счёт не записали. Разве что Rumpler с "Santa Elena" 12.09.1915 в 8:15 сбросил бомбы на русские эсминцы в б. Церель. Попал, не попал - не сообщается. "Santa Elena" с воздуха:

-5

Что было после войны?

Как бы не были быстры трансатлантические лайнеры, а самолёты даже 30-х годов были быстрее. Одна беда - топлива на перелёт океана с более-менее приличным полезным грузом не хватало. И германский гений подсказал выход: использовать гидросамолёты, которые могли садиться на воду рядом со специальными судами-заправщиками, которые поджидали на трассе полёта, а после заправки запускали их снова в воздух с помощью катапульты, экономя горючее на взлёте.

В 1933-34 годах германская фирма "Люфтганза" открыла воздушную почтовую линию между Германией и Южной Америкой. Использовались переоборудованные сухогрузы, потом добавились специально построенные для этой цели суда. Вот Dornier Do 26C, летавший на этой линии:

-6

DO-15 на катапульте судна "Вестфален":

-7
-8

Но германский гений на то и сумрачный, чтобы найти применение любой идеи в военных целях. Так что, используя накопленный опыт, было построено несколько кораблей для Люфтваффе. 26 ноября 1938 вошёл в строй "Sperber" (ястреб-перепелятник). Совсем небольшой, длина 70м, ширина 14. Два офицера, 18 человек личного состава плюс 14 - авиаперсонал.

-9

Мог нести 1 гидросамолёт. В основном его роль оказалась экспериментальной, а самой изюминкой стал движитель. Немного о нём.

Австрийский изобретатель Эрнст Шнайдер работал над турбиной для ГЭС, основанной на новом принципе. И случайно в поезде встретился с сотрудником компании Voith, занимавшейся подобным оборудованием. Слово за слово, и проект попал на исследование к инженерам компании.

Как турбина, устройство показало себя не очень, а вот в качестве насоса, при постоянном направлении вращения могущем менять направление движения жидкости в трубе на прямо противоположное, привлёк к себе внимание. Ну, а там полшага до применения его в качестве судового движителя, позволяющего менять направление вектора тяги на любой из 360 градусов. А это значит, что судно может идти вперёд, назад, двигаться боком, крутиться на месте, короче, обладать необыкновенной маневренностью. Так выглядит движитель - внизу в воде вертикальные лопасти, а внутри корпуса судна синий механизм привода :

-10

Принцип действия:

-11

Первоначально их ставили на тральщики, которым надо вертеться иногда на месте, использовались и на гражданских судах, и в качестве носового подруливающего устройства были даже установлены на авианосце "Граф Цеппелин", о котором пойдёт речь ниже.

Так вот, движителями "Войт-Шнайдер" были оснащены и младшие братья нашего "ястреба" - "Bussard" (канюк) и "Falke" (сокол) , вошедшие в строй в 1942 году.

-12

Длина их была около 98 м, ширина 14. Могли нести три самолёта взлётной массой до 20 тонн, имели на борту 120т авиабензина. Дальность плавания 5200 миль. Подъём на борт гидросамолёта в условиях ветра и волнения требовал особой маневренности и тут крыльчатые движители оказались незаменимы. "Falke" :

-13

Обслуживали спасательные и разведывательные эскадрильи в Заполярье. Исключительная манёвренность позволяла им прятаться в самых узких щелях норвежских фьордов, скрываясь от британской авиации.

После войны "Bussard" попал в Бельгию, где из него сделали землечерпалку, а вот "Falke" достался СССР и его ждала ещё долгая жизнь. Получив имя "Аэронавт", бывший сокол Кригсмарине в списках флота значился как опытовое судно (ОС), по своей негромкой славе слыл «секретным» кораблём, а по приписке числился кораблём ракетчиков Нёнокского испытательного полигона, где являлся одним из главных обеспечивающих средств. Мощный кран на корме и уникальная маневренность позволяли ему без труда подбирать в море «приводнившиеся объекты», порой даже там, где обычное судно вынуждено было бы долго прицеливаться, чтобы подойти вплотную.

"Аэронавт" дожил до 1972 года, и поскольку металла в стране хватало, корпус его просто притопили на известном корабельном кладбище в Турдеево.

Ну вот, наконец добрались до настоящих авианосцев. Я-то думал, что кроме достроенного только на 85% "Графа Цеппелина" у немцев ничего и не было, но это оказалось не так. Об этом авианосце написано много, приведу лишь то, что показалось мне интересным.

Он имел две катапульты, но немцы остановились не на паровом варианте, а сконструировали полиспастно-пневматические. Расположенные в носовой части полетной палубы, они приводились в действие сжатым воздухом и обеспечивали четыре старта без пополнения запасов воздуха высокого давления. Самолеты в ангаре устанавливались на транспортную тележку, вместе с ней подавались на полетную палубу и по специальным рельсам - на одну из катапульт. После старта самолета тележка по транспортеру убиралась на ангарную палубу.

Необходимый путь для разгона составлял всего 21,6 метра. В течение 3 секунд самолет набирал скорость до 140 км/ч. Какие же самолёты планировалось использовать? Узнаёте "лаптёжника?

-14

Это Junkers Ju-87C-1. Переоборудование включало: складные крылья с электроприводом и уменьшенным размахом крыла, кронштейны для крепления к катапульте и посадочный гак. Для увеличения радиуса действия предусматривалось крепление наружных баков ёмкостью 300 литров и дополнительный маслобак — 48 литров. Для обеспечения безопасности аварийных посадок на воду стойки шасси сделали сбрасываемыми. В хвосте фюзеляжа самолёта размещалась надувная лодка, а в консолях крыла воздушные баллоны, обеспечивающие непотопляемость.

Палубный истребитель Messerschmitt Bf-109T-1 (Trägerflugzeug рус. «Авианосец») отрабатывает взлёт с катапульты

-15

Летом 1945 г. силами Аварийно-спасательной службы КБФ полузатопленный корабль был поднят, 19 августа недостроенный и изуродованный немецкий авианосец зачислили в состав ВМФ СССР - в качестве боевого трофея, и два года он стоял на приколе в Свинемюнде. Но восстановление оказалось нереальным и его решили использовать как испытательный полигон

-16

В августе 1947 года он был выведен в море вот в таком виде. Убивали его долго и мучительно. Сперва подрывали заложенные в определённых местах авиабомбы различного калибра. Потом подвергли реальной бомбардировке самолётами с разных высот, первая атакующая группа нанесла удар с высоты 2070 м и сбросила 28 авиабомб, вторая - примерно с той же высоты, сбросила 36, и третья (индивидуальное бомбометание) "разгрузилась" 24 бомбами. Три самолета вынуждены были сбросить бомбы в море аварийно. Результат бомбометания по почти неподвижному, беззащитному и совсем не маленькому кораблю оказался "впечатляющим": в цель попали только шесть (!) бомб, причем обнаружить на палубе удалось лишь пять попаданий.

Потом снова статические подрывы

-17

После каждой серии результаты тщательно исследовались. Но вмешалась погода, авианосец начало дрейфовать к берегу на малые глубины. Были вызваны торпедные катера и эсминцы. Корабль потопили торпедами на глубине 250 метров.

Второй авианосец, "послуживший" в советском ВМФ был "Везер". 26 августа 1942 года Гитлер приказал переоборудовать недостроенный крейсер Seydlitz в авианосец. К тому времени крейсер был готов примерно на 90-95%. В июне 1943 года работы были приостановлены, не до того стало. В марте 1944 года растущая угроза со стороны бомбардировочной авиации союзников заставила командование Кригсмарине отдать распоряжение о переводе недостроенного авианосца в Кёнигсберг. Прибыв в Кёнигсберг в апреле 1944 года, Weser некоторое время простаивал у причала, а позднее стал использоваться в качестве общежития для моряков и плавучего склада.

При подходе советских войск корабль был подорван и затоплен. После войны Weser обследован советскими военными водолазами на предмет возможности его подъёма и восстановления. Несмотря на высокие расходы и сомнительную выгоду от данного предприятия, в 1946 году Weser был поднят со дна АСС Краснознаменного Балтийского Флота и отбуксирован в Ленинград.

В последующее время активно рассматривался вариант использования корпуса, узлов и механизмов
Weser для достройки проданного Германией в СССР однотипного тяжелого крейсера "Лютцов", к тому времени переименованного в "Таллин". В период с 10 марта по 9 апреля 1947 года авианосец был даже зачислен в состав ВМФ СССР.

Эти планы остались нереализованными. В том же 1947 году недостроенный эскортный авианосец
Weser был сдан на слом и разобран на металл.

Учитывая длительные сроки вступления в строй авианосцев специальной постройки, уже в 1940 году начинаются проработки возможных вариантов переоборудования в авианосцы гражданских судов. В мае 1942 г. принято решение переоборудовать во вспомогательные авианосцы три лайнера: "Potsdam", "Gneisenau" и "Europa". Начавшиеся было работы встретились со множеством препятствий ещё в ходе проектных разработок. Наиболее продвинулись работы с конвойным авианосцем "Elbe" на базе "Potsdam". Но уже через год проекты были свёрнуты. Эти суда превратили в плавказармы и склады.

Что интересно, японцы, купив у немцев систершип "Гнейзенау" под названием "Шарнхорст",

-18

успешно перестроили в конвойный авианосец Shinyō (Божественный ястреб)

-19

Ну, так на то они и японцы :) Правда прожил он недолго - ровно через год после постройки был торпедирован американской ПЛ “Spadefish”.Четыре попавших торпеды - это вам не шутки. Не имевшие бронирования топливные цистерны Shinyō взорвались, что привело к сильнейшему пожару, уничтожившему авианосец и большую часть команды — выжило только 70 человек из 1200.

Ещё о превращениях авианосцев:

Как из танкеров делали авианосцы, а из авианосцев - танкеры

Авианосцы, переделанные из танкеров и их командиры

И о необычных проектах:

Авианосцы на воздушной подушке

Что придумали китайцы

Бетонные корабли, которые никуда не поплывут

.......................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь