В начале бурного XX века перед тяжелым выбором оказались оба монарха. Семья или империя? Должен ли был Николай пожертвовать семьей, чтобы спасти свою страну от революционного хаоса? Должен ли был Георг пожертвовать британским троном, чтобы спасти российских родственников от расстрела? Николай выбрал семью. Георг - империю. Двоюродные братья, похожие друг на друга, как близнецы, слишком поздно осознали, что в их ситуации просто не может быть правильного решения.
Матери в одинаковых платьях
Матери Николая II и Георга V были родными сестрами. Датские принцессы Дагмар и Александра дружили всегда. В детстве жили в одной комнате, помогали друг другу заправлять кровати, менялись платьями. Потом девочки выросли, Дагмар стала российской императрицей Марией Федоровной, а ее старшая сестра Александра вышла замуж за короля Великобритании. Их разделили тысячи миль, но они все равно продолжали общаться - каждый день обменивались письмами, вместе проводили отпуска на вилле Видёре в родной Дании.
Георг был старше Николая всего на три года, и двоюродные братья подружились так же, как и их матери. Они тоже часто переписывались, а еще любили разыгрывать окружающих, переодеваясь в одежду друг друга.
Осенью 1894 года Георг прибыл в Санкт-Петербург на похороны императора Александра III - «из уважения к памяти бедного дорогого дяди Саши». Английский принц остался и на свадьбу своего друга и брата Николая. Говорят, когда Георг гулял по петербургским улицам, за ним каждый раз увязывалась целая толпа в полной уверенности, что это молодой русский царь.
Выбор Николая
Первым перед трудным выбором оказался Николай. Разгоралась мировая война. Нарастало народное недовольство. Людям не нравилось, что царь разрешает своей жене, урожденной немецкой принцессе, принимать государственные решения.
Многие, и в первую очередь мать, советовали Николаю пожертвовать своим семейным спокойствием ради спокойствия империи. Но государь не смог предать супругу. Их связывали четверо детей, двадцать лет бесконечной романтики и взаимной любви. Андерсен, будь он жив, написал бы про них прекрасную сказку. Николай доверял жене до последнего вздоха. Русский царь выбрал семью.
В феврале 1917 года Николая свергли с престола. Наступила очередь Георга делать свой выбор между интересами страны и благополучием семьи.
Выбор Георга
Дневники и письма Георга за 1917 год полны беспокойства за «брата Ники».
11 марта: «Сходил в Мальборо-хаус и поговорил с дорогой маменькой о России и о Ники. Она очень расстроена из-за всего этого».
19 марта: «События последней недели глубоко огорчили меня. Мои мысли всегда с вами, и я всегда буду оставаться вашим верным и преданным другом, каким, как вы знаете, я был и в прошлом».
Георг и правда искренне хотел принять Николая. С марта по июль 1917-го Британия настаивала на выдаче царской семьи. Английский посол Бьюкенен вел тяжелые переговоры с Временным правительством. Ему отвечали отписками: «По состоянию здоровья больных великих княжон нельзя предпринять решительно ничего», «Царь не в состоянии выехать в Англию, пока не будет окончен разбор взятых у него документов». Георг ждал брата несколько месяцев, выдерживая напор собственного народа. Простым англичанам совсем не нравилась идея приютить опального русского царя и в особенности - его жену. 15 марта Георг записал: «Я боюсь, что Алики является причиной всего этого». Британия беспокоилась. Страна была на грани восстания. И в конце концов Георг сдался. Он не смог предать свою империю.
25 июля 1918 года в дневнике британского монарха тоскливая запись: «Королева и я посетили службу в русской церкви... в память о дорогом Ники... Я был предан этому добрейшему и благородному человеку, любящему свою страну и свой народ».
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Роковой год цесаревича Николая»
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Видеоканал «Уютная история» — теперь и на Rutube
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!