Почему назвали улицу именно так? Правда ли, что изначально располагалась она частично в другом месте? Кто жил на этой улице на протяжении истории? А также - почему советским властям долго не удавалось переименовать дорогу? И какой улица стала после реконструкции, которая завершилась в 2015 году? Об этом и не только расскажу сегодня
Как сильно изменилась
Мясницкая, пожалуй, одна из самых известных московских улиц. Её #история началась в 15 веке. В 1472 году недалеко от Лубянской площади по указу царя Ивана III построили храм Гребневской иконы Божьей матери. Через 10 лет рядом поселили бояр и купцов из Новгорода. Интересно, что очертания современной улицы отличаются от изначальных. Раньше она начиналась в районе Ильинских ворот Китай-города. Потом шла по Лучникову и Большому Златоустьинскому переулкам. И только затем продолжалась по привычной нам трассе.
Сама же улица по факту делилась на три. Участок до Милютинского переулка назывался Евпловкой по церкви архидиакона Евпла. Следующий отрезок до Бульварного кольца именовался Фроловкой также по храму (Фрола и Лавра), который стоял примерно напротив современного здания Главного Почтамта. К сожалению, все указанные выше церкви снесли в 1920-1930-х годах. Третий участок располагался уже за Бульварным кольцом. В начале улицы в 16 веке также проживали английские купцы, которые приезжали в Россию торговать. Однако главными в те времена здесь были мясники. Они занимали почти все дворы вдоль улицы. Именно этим людям Мясницкая обязана своим названием.
Уже в следующем веке мясников с этих земель практически вытеснили бояре и духовенство. Здесь находилось аж четыре монастырских подворья. До 19 века застройка улицы была в основном деревянной. Каменные здания тоже имелись, но находились в глубине Мясницкой. А на саму улицу выходили только заборы и жильё обслуги, а также конюшни. Только каменные владения барона Строганова и князя Меншикова располагались на самой Мясницкой. Неудивительно, что во время пожара 1812 года участок улицы до Бульварного кольца практически весь выгорел.
Деловые магазины
Отрезок от Чистых прудов до Красных ворот сохранился лучше. Просто здесь находилось больше каменных домов. Хотя изначально местность была заселена плохо. С нечётной стороны располагались владения мясников. С чётной - земли огородной слободы, где выращивали фрукты и овощи к царскому столу. Позже тут стали селиться дворяне и мелкая знать. А саму улицу использовали, как часть дороги к берегам Яузы (через Новую Басманную) и в дворцовое село Покровское.
После пожара 1812 года улицу пытались расширить до 25 метров. На месте старых деревянных зданий построили каменные. Однако оставшиеся старые дома всё равно сужали проезжую часть за счёт своего расположения. В 19 столетии оба участка улицы стали "деловыми". То есть здесь находились банки, конторы и магазины разных предприятий, в основном металлургических. Кроме того, во второй половине 19 века, улица приобрела ещё большее транспортное значение.
По ней люди добирались до железнодорожных вокзалов на Каланчёвской площади. В том числе и поэтому на Мясницкой в 1870-х годах появились одни из первых газовых уличных фонарей в городе. Через 20 лет их заменили электрическими. В 1880-х начал курсировать маршрут конки. Его со временем вытеснили трамваем. Также Мясницкая стала улицей, под которой в 1935 году прошла первая линия Московского метро.
Советское переименование: получилось не сразу
В 19 и начале 20 веков улица сохранила деловой характер. Но всё-таки больше перешла к торговле. Здесь было очень много разных магазинов. А в доходных домах, которые появились на месте старых дворянских владений, поселились офисные работники (если их так можно было назвать в то время). В целом улица перешла под контроль купцов, предпринимателей и фабрикантов.
В дни революционных событий октября 1917 года #мясницкая улица стала одним из главных полей сражений. Рабочие пытались взять под контроль здание Главного Почтамта, в котором тогда находились также Центральная телефонная станция и телеграф. Для сторонников советской власти всё увенчалось успехом, и здание в итоге перешло под контроль революционеров.
Практически сразу, то есть в 1918 году, Мясницкую пытались переименовать в Первомайскую улицу. Однако это название москвичи не приняли. Они продолжали использовать старое наименование не только в речи, но и даже в официальных документах. Окончательная смена названия произошла только в 1934 году (данные в разных источниках расходятся - где-то пишут про 1935), после смерти С.М. Кирова. Официальным аргументом в пользу переименования стало то, что тело чиновника, которое доставили из Ленинграда в Москву, чтобы похоронить на Красной площади, провезли по Мясницкой улице. Историческое название вернули только в 1990 году.
Испортили, но не сильно
В годы #СССР застройку почти не трогали. На участке от Лубянской площади до Бульварного кольца вообще сохранились практически все здания. Поэтому смотрится улица достаточно красиво и ярко. Отрезку от Чистых прудов до Красных ворот повезло немного меньше. Там сохранились исторические здания только на чётной стороне.
Противоположная стала местом для экспериментов в стиле конструктивизма. В 1930-х построили здание Центросоюза (№39) по проекту знаменитого архитектора Ле Корбюзье. Планировалось, что параллельно Мясницкой проложат новый широкий проспект, поэтому фасад сооружения выходил именно туда. На Мясницкой же разместился торец здания. Массивный, не такой красивый и оригинальный, как фасад.
Чуть раньше, в 1927 году, возвели здание Госторга (№47). Его внешний вид безусловно интересен, однако является спорным на фоне исторической застройки улицы. Ну, и третий экземпляр. Административное здание, которое выходит фасадом на Тургеневскую площадь (№35). Сам дом построили ещё в 1930-х. Но в 1989 конструкцию "улучшили", добавив тот самый фасад. В остальном #архитектура Мясницкой сохранилась до наших дней.
Кстати, Мясницкая улица 1930-х годов упоминается в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" в диалоге Ивана Бездомного с Мастером в 13 главе. Последний говорил, что, когда выиграл деньги, купил книг и бросил комнату на Мясницкой. В ответ Бездомный назвал улицу дырой. Просто занятный факт. Честно говоря, не могу сказать, имели ли москвичи схожее с Иваном Бездомным мнение.
Не для прогулок
Сама улица так и осталась торговой в советское время. Здесь всегда было много разных магазинов. Например, тот, где продавали чай и кофе. Когда-то он принадлежал роду купцов Перловых. Помимо необычного дома в китайском стиле, покупателей до сих пор привлекает невероятный аромат чая и молотого кофе разных сортов. После того, как в 1935 году открылось метро, трамваи заменили автобусами, а также троллейбусами.
В 2015 году Мясницкую улицу реконструировали. Проезжая часть сузилась до двух полос. Тротуары стали шире. В целом выглядит более аккуратно, чем раньше. Однако ради переделки пришлось пожертвовать общественным транспортом. Сегодня вы не увидите здесь троллейбусов. Есть всего лишь один маршрут автобуса №122, который ходит по расписанию два раза в час.
В наше время эта улица, на которой множество ресторанов, где можно попробовать блюда разных кухонь мира и приятно провести время. Гулять здесь не особо хочется, потому что тесно. Народу всегда очень много.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!