Найти в Дзене

Пять важных деталей для руководителя про манипуляции сотрудников

Оглавление

Каждый руководитель рано или поздно (чаще или реже) встречается с манипуляциями со стороны подчинённых, то есть с попытками что-то от него получить не напрямую, через просьбу или переговоры, а каким-то "окружным" путём (о видах манипуляциях и о том, на какие "струны" они воздействуют есть в этой статье)

Манипулируют подчинённые чаще всего с целью обратного делегирования (передать свои задачи обратно руководителю), с целью получить больше там, где к этому нет особо весомых аргументов (либо они не работают) и с целью избежать наказания.

Сегодня - несколько важных для руководителя фактов о манипуляциях.

1. Манипуляции часто неосознанны

Как только возникает речь про манипуляции, часто от руководителей я слышу убеждённые комментарии по поводу того, что они "специально".

А тем временем люди весьма редко используют манипуляции осознанно, прямо вот готовятся и выстраивают план действий (хотя и такие конечно есть). Более того, манипулируют все. Просто в разной степени, с разной частотой и глубиной.

Поэтому если вы "поймали" кого-то из сотрудников (а нередко бывает, что и всех по очереди) на манипулировании, - не спешите записывать их во "вредители" и додумывать за них страшные мотивы.

2. Манипуляции могут быть бессловесными

Обычно руководители ждут "подвоха" именно от речей сотрудников, и готовятся отвечать на слова (в том числе тренируя защиту от манипулирования).

Однако проявления манипуляций слова могут вовсе и не затрагивать. Это могут быть тяжёлые вздохи, недовольная мимика, подмигивания сотрудников друг друг и пр. При этом действуют такие проявления более незаметно для руководителя, но не менее остро, чем слова.

Поэтому если вы понимаете, что снова делаете по отношению к сотруднику совсем не то, что планировали, хотя он вас вроде бы ни о чём не просил, - присмотритесь и прислушайтесь к несловесным (невербальным, паравербальным) его проявлениям.

3. Манипуляции часто сигнал о проблеме!

В организации манипуляции часто появляются как вынужденная мера там, где не работает прямая коммуникация (то есть люди информируют-информируют, доказывают-доказывают, аргументируют-аргументируют, а руководство не слышит).

Поэтому если вы встречаетесь с системными манипуляциями (когда разные люди применяют одни и те же манипуляции в одном и том же месте) - присмотритесь, возможно именно в этом месте стоит какая-то препона (например, бюрократическая). И они просто нашли единственный способ её обойти (пустить слезу, надавить на чувство вины, напугать) и быстро решить вопрос.

Впрочем, возможно у вас “оголена” именно эта струна, и вы это очень явно демонстрируете (см. пункт про эмоциональный интеллект).

4. Манипуляции "передаются по наследству"

То есть приходящие новички мгновенно "впитывают" типичные способы манипулирования от опытных сотрудников (причём совершенно неосознанно, см. первый пункт).

В этом есть плохая новость: иногда руководитель меняет весь коллектив или неких "зачинщиков" (решив, что они "плохие"), а манипуляции остаются.

В этом же есть и хорошая новость: если остановить манипуляции у основных лидеров в коллективе, то они весьма быстро прекратятся и у остальных. Более того, когда вновь приходящие новички будут пытаться привнести что-то своё, оно будет гаситься самим коллективом.

5. Манипуляции - там, где у руководителя сложности с эмоциональным интеллектом

Если у вас получается выдерживать ровный тон голоса, держать спокойное лицо и вовремя брать паузы - вы на 90% защищены от манипуляций! Если же по вам можно считать любую мимолётную эмоцию, как по открытой книге, - вами точно будут манипулировать часто и много.

Это не значит, что руководителю нужно быть безэмоциональным. А вот учиться управлять своими эмоциями нужно.

И первым делом обязательно определите свои наиболее чувствительные “струны”. На что вас берут чаще всего: на жалость (стоит сотруднику вздохнуть или пустить слезу, и вы на всё готовы), на страх (и сотрудники машут заявлениями), на чувство вины (ну вы же обещааааали, а я из-за вас), на слабо (да это невозможно! это даже вы не сделаете!) и т.п.

Кстати говоря, чувствительными "струнами" друг друга мы все пользуемся не только на работе, но и в личном взаимодействии.

А вы с какими манипуляциями со стороны сотрудников (а может и не сотрудников) встречаетесь? Как защищаетесь?

_________________________

Больше статей про управление сотрудниками здесь

Подписаться на канал здесь

Картинка из интернета
Картинка из интернета