Найти тему

Установки и страхи, которые мешают вести переговоры, и что с ними делать

Оглавление

Кроме недостатка переговорных навыков (который нередко встречается), вести переговоры и продавать часто мешают ещё и личные установки переговорщика, а также его страхи.

Что бывает страшно

  • Страшно выглядеть глупо (некомпетентно и пр.), в том числе из-за того, что будет нечего ответить (потеряюсь)
  • Страшно сделать/сказать что-то, что “отпугнёт” клиента
  • Страшно, что "пошлют" (проявят агрессию, бросят трубку, выгонят со встречи и т.п.)
  • Страшно, что после "провала" больше ко мне никто не придёт/не захотят разговаривать
  • Страшно, что собеседник использует свой статус против меня (например, при ведении переговоров с ЛПР)
  • Страшно, что меня продавят и я дам очень невыгодные для себя же условия, и не смогу потом никак на это повлиять

Где-то эти страхи переплетаются со страхами перед руководством и/или коллегами/коллективом:

  • Страшно, что поймают на ошибке и/или клиент нажалуется, и меня накажут/оштрафуют
  • Страшно, что я пообещаю что-то клиенту, а меня потом заставят говорить ему совсем другое/менять условия/"переобуваться"
  • Страшно, что я пообещаю - а мы не сможем это выполнить, и мне будет очень стыдно перед клиентом
  • Страшно, что засмеют (более опытные) коллеги
  • И т.п.

Страхи часто иррациональны, и могут проявляться как угодно, в зависимости от особенностей человека: от боязни опоздать на встречу до страха встретиться на переговорах с более взрослым человеком.

Однако не всегда мешают только страхи. Порой вмешиваются ещё и установки, либо воспринятые от кого-то, либо основанные на собственном (часто разовом) неудачном опыте.

Какие установки мешают

Приведу несколько установок, с которыми встречаюсь чаще всего.

Кстати говоря, в каждом из данных утверждений есть рациональное зерно, но проблема установки в том, что она абсолютизирует ситуацию и не даёт двигаться.

  • Продавать - это значит навязываться. Если клиенту нужно, он сам позвонит/придёт
  • Я девушка/женщина, а женщин не воспринимают серьёзно в технической (“мужской”) сфере/Я мужчина, а мужчин не воспринимают серьёзно в детской сфере/сфере красоты и пр.
  • Я молодой специалист, клиенты старше меня, и мне надо буквально "выпрыгнуть из кожи", чтобы меня начали слушать
  • С той стороны статусный человек, значит, нужно ему подчиняться/ выполнять все его требования
  • Клиент всегда прав, то есть я должен соглашаться со всем, что он говорит, даже если ведёт себя неадекватно
  • Клиенты выбирают исключительно по цене, значит, если я не могу дать лучшую цену на рынке/самую большую скидку, - у меня точно не купят

Казалось бы, установка внутри, и клиент не может её никоим образом "разглядеть".

Но!

Такого рода установки напрямую влияют на внешнее поведение переговорщика (например, вызывают неуверенный/виноватый голос, суетливые жесты, извинения и другие признаки позиции “снизу”).

А, кроме того, они выражаются и напрямую в словах.

А уже слова и поведение переговорщика влияют на поведение клиента.

Что с этим делать?

Работать с установками и страхами!

Очень часто люди пытаются научиться уверенности, жёстким переговорам или чему-то подобному, не обращая внимания на свои мысли (установки), которые сопровождают переговорный процесс. И это не очень получается (что закономерно).

Обратите внимание, в случае наличия установок и страхов наработка навыков (те же тренинги) будет работать гораздо хуже!

Приведу три варианта работы с установками и страхами.

1. Рационализация.

Скажем так, это постепенное логическое убеждение себя самого в том, что установка ошибочна.

Например, если вам думается, что клиенты выбирают только по цене, можно поспрашивать самих клиентов, как они делают выбор, поговорить с более опытными коллегами на эту тему, почитать результаты исследований, вспомнить опыт своих покупок, когда вы делали выбор по отличным от цены критериям и пр.

Если кажется, что женщин (для мужчин равнозначно) не воспринимают в технической сфере, можно найти примеры женщин, успешных именно там, снова поговорить с коллегами (прицельно женского пола), которые достигли успеха, выписать на лист свои условно "технические" достижения и успехи (а они точно есть), перечислить, какие качества переговорщика важны для клиента, кроме знания технической стороны и т.п.

2. Аффирмации.

Это создание для себя и регулярное перечитывание (в том числе перед сложными переговорами) фраз положительной настройки. Оно приводит к созданию новых нейронных связей, то есть новых установок.

Да, "удалить" установку без следа не получится. А вот постепенно откорректировать - вполне.

Примеры такого рода аффирмаций:

  • Я хороший специалист, я встречался в своём опыте с разными ситуациями, и эти переговоры точно пройдут хорошо.
  • Для клиента гораздо важнее умение переговорщика слышать и понимать его потребность, оперативное реагирование, корректный подбор продукта, чем пол и возраст. А все эти навыки у меня есть.
  • Ошибаться - нормально. И даже если я ошибусь в переговорах, я точно смогу развернуть ситуацию в лучшую сторону.

3. "Клин клином".

Или то, что называют - пойти в свой страх.

То есть если страшно, что клиент откажет - отказать клиенту первым (прямо вот прочувствовать, каково это - быть на другой стороне). Или если кажется, что клиент выбирает по цене, и очччень хочется сделать ему максимальную скидку - сделать наценку и выставить самую высокую цену.

Способ провокационный (хотя и часто встречающийся). По сути, действующий по принципу "пан или пропал". То есть сработать может, причём так, что и правда оперативно снимет установку/страх, но может одно и другое только усилить.

Поэтому применять его стоит только там/тогда, когда есть уверенность, что на вас хорошо работают именно жёсткие способы воздействия.

К вопросу установок. Мы с коллегами до сих пор помним одну группу года примерно 2010. Это была группа по программе "Активные продажи", группа открытая (то есть учились на ней представители совершенно разных компаний) и весьма многочисленная (по-моему, 21 человек).
И вот одной из участниц была девушка, менеджер по продажам из туристического агентства.
Во время перерывов в тренинге девушка методично обходила других участников, обменивалась контактами и совершенно искренне заводила разговор про отпуск и поездки. Выявляла потребности (причём за короткое время успевала узнать и про семьи, и про детей, и про прошлый опыт отдыха и т.п.) и в завершение либо приглашала в своё агентство, либо уже чётко договаривалась об отправке каких-то предложений.
Напомню, группа была по активным продажам. Но только к концу второго тренингового дня, уже после того, как я и мой соведущий раз пять привели в пример эту девушку, остальные догадались, что они тоже могут рассказать, кто чем занимается, поспрашивать, кому что нужно и обменяться контактами.
И - о чудо! Выяснилось, что прямо в группе для некоторых есть клиенты!
А сама девушка в ответ на вопрос о том, что помогает ей так действовать, весьма удивлённо ответила, что не видит в этом ничего странного: вообще-то клиенты везде, и если она попадает в компанию новых людей, она всегда знакомится и обменивается информацией, причём в обе стороны (то есть и для себя полезные услуги/поставщиков находит).

А вы знаете про свои установки, которые мешают в продажах? Что с ними делаете?

Я вот иногда ловлю себя на мысли, что клиенту наверное дорого, хотя в 95% случаев это не подтверждается))) Рационализирую)

__________________________

Больше статей про переговоры и продажи здесь

Подписаться на канал здесь

Клиенты жадные, денег не дадут, всё хотят бесплатно)))
Клиенты жадные, денег не дадут, всё хотят бесплатно)))