23 июня 1889 года родилась Анна Андреевна Ахматова. В чём особенность её лирики? Почему она так откликается в наших сердцах?
Поэзия Ахматовой – ещё один женский голос, борющийся за право существования. В ХХ веке произошёл всплеск женской поэзии. Авторы-женщины добивались непредвзятого отношения к своему творчеству, привлекали внимание к существующей «проблеме пола». Борис Пильняк в письме одной из поэтесс Серебряного века, говорил о том, что Ахматова «крестила» всех авторов-женщин того времени.
Ахматова показала, что женщина может быть гением, может обладать творческими способностями наравне с мужчиной, при этом оставаясь утончённой и строгой:
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней
«Все мы бражники здесь, блудницы…», 1913
Лирическая героиня Ахматовой говорит, она не слабая и беспомощная, а сильная женщина, утверждающая, что мужчина и женщина равноправны. Она берёт на себя активную роль в отношениях с мужчиной, её чувства и переживания выдвигаются на передний план и становятся центром лирического произведения:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно
«Смятение», 1912
Поэзия Ахматовой показывает сложность, утончённость и таинственность женской души. Она психологична, интимна и нацелена на «самоуглублённость». Даже, на первый взгляд, в отречении и смирении, в религиозных мотивах, присутствует гордыня и величественное обаяние:
Вместо мудрости – опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была – как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?
Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…
Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.
Осень 1913, Царское Село