Неоднократно называвшаяся самой счастливой страной на планете с самым высоким уровнем жизни, Финляндия должна быть наводнена людьми, желающими переехать, но на самом деле она сталкивается с острой нехваткой рабочей силы.
“Сейчас широко признано, что нам нужно огромное количество людей, чтобы приехали в страну”, - сказал рекрутер Саку Тихверайнен из агентства Talented Solutions.
Рабочие нужны “для того, чтобы покрыть расходы седеющего поколения”, пояснил рекрутер.
В то время как многие западные страны борются со слабым ростом или даже падением численности населения, немногие ощущают его последствия так остро, как Финляндия.
С 39,2 людьми старше 65 лет на 100 человек трудоспособного возраста она уступает только Японии по степени старения населения, по данным ООН, которая прогнозирует, что к 2030 году “коэффициент иждивенчества по старости” вырастет до 47,5.
Правительство предупредило, что 5,5-миллионной нации необходимо практически удвоить уровень иммиграции до 20 000-30 000 человек в год, чтобы сохранить государственные услуги и заткнуть надвигающийся дефицит пенсий.
Финляндия может показаться привлекательным местом на бумаге, высоко оцениваемым в различных международных сравнениях по качеству жизни, свободе и гендерному равенству, с небольшим количеством коррупции, преступности и загрязнения окружающей среды.
Но антииммигрантские настроения и нежелание нанимать посторонних также широко распространены в наиболее однородном обществе Западной Европы, и оппозиционная крайне правая партия финнов регулярно получает значительную поддержку во время выборов.
После многих лет инерции бизнес и правительство “сейчас находятся в переломном моменте и осознают проблему”, поставленную седеющим населением, сказал Чарльз Матис, научный сотрудник Академии Финляндии.
Матиес-один из экспертов, с которыми консультируется правительственная программа “Повышение талантов”, которая уже четвертый год работает над тем, чтобы сделать страну более привлекательной на международном уровне, отчасти с помощью местных схем найма.
Среди них-медицинские работники из Испании, металлисты из Словакии, а также специалисты в области информационных технологий и морских перевозок из России, Индии и Юго-Восточной Азии.
Но прежние подобные усилия увенчались успехом.
В 2013 году пять из восьми испанских медсестер, нанятых в западный город Вааса, через несколько месяцев ушли, сославшись на непомерные цены в Финляндии, холодную погоду и печально известный сложный язык.
Тем не менее в Финляндии большую часть последнего десятилетия наблюдалась чистая иммиграция: в 2019 году прибыло примерно на 15 000 человек больше, чем выехало.
Но многие из тех, кто покидает страну, являются людьми с высшим образованием, как показывает официальная статистика.
Столкнувшись с самой большой нехваткой квалифицированных рабочих в ОЭСР, некоторые финские стартапы создают совместный карьерный сайт, чтобы лучше привлекать иностранные таланты.
“Как вы можете себе представить, это очень медленно продвигается”, - сказал Шон Радден из фирмы по доставке еды Wolt в электронном письме, добавив, что “Мы стараемся сделать процесс переезда как можно более безболезненным.”
Стартапы “сказали мне, что они могут заставить любого человека в мире приехать и работать на них в Хельсинки, пока он или она одиноки”, - сказал мэр столицы Ян Вапаавуори.
Но “супруги специалистов все еще испытывают огромные проблемы с получением достойной работы.”
Многие иностранцы жалуются на широко распространенное нежелание признавать зарубежный опыт или квалификацию, а также на предвзятое отношение к заявителям, не являющимся финнами.
Ахмед (который попросил изменить свое имя по профессиональным соображениям)-42-летний британец с многолетним опытом создания цифровых продуктов для транснациональных компаний.
И все же шесть месяцев общения и поиска работы в Хельсинки, куда он пытался переехать по семейным обстоятельствам, оказались безрезультатными.
“Один рекрутер даже отказался пожать мне руку, это был выдающийся момент”, - сказал он.
“Никогда не было недостатка в рабочих местах, просто не хватало мышления”, - сказал Ахмед, который во время своих поисков в Финляндии получил предложения от крупных компаний Норвегии, Катара, Великобритании и Германии и в конце концов начал еженедельно ездить из Хельсинки в Дюссельдорф.
Рекрутер Саку Тихверайнен сказал, что дефицит подталкивает все больше компаний ослабить свое требование нанимать только коренных финских рабочих.
“И все же многие финские компании и организации очень категоричны в отношении использования финского языка, и при этом очень свободно говорят по-фински”, - сказал он.
По словам мэра Хельсинки Яна Вааавуори четыре года, когда Финляндия была признана самой счастливой страной в мире в рейтинге ООН, “пока не помогли так, как мы могли бы надеяться.”
Мэр Вапаавуори, чей четырехлетний срок заканчивается этим летом, все чаще обращается к международным PR-фирмам, чтобы помочь поднять престиж города.
Он с оптимизмом смотрит на способность Финляндии привлекать таланты из Азии в будущем и считает, что приоритеты людей изменятся, как только международная мобильность снова поднимется после коронавируса.
Сильные стороны Хельсинки, будучи “безопасными, функциональными, надежными, предсказуемыми — эти ценности приобрели значение”, - сказал он, добавив: “На самом деле я думаю, что наше положение после пандемии лучше, чем было раньше.”